"Дневной свет" в отечественных автомобилях

03.04.21

[Домашняя]

 

Произошли очередные изменения в правилах дорожного движения. Теперь не только техосмотр можно проходить без медицинской справки, но и необходимо днем ездить с включенными фарами в режиме ближнего света. Вообще, требование ездить днем с включенными фарами существует в Европе давно, поэтому многие автомобили зарубежного производства имеют режим «дневной свет». В таком режиме фары включаются при включении зажигания, а выключаются сразу после выключения зажигания или с некоторой задержкой. В отечественных автомобилях, ясное дело, такого режима нет. Так что теперь каждый водитель перед началом движения должен включить ближний свет, а потом, прибыв на место, и поставив машину на стоянку, выключать. К сожалению, здесь есть проблема, - включить или выключить фары можно просто забыть. Ведь днем нет никаких побудительных мотивов это сделать. Если солнечный свет достаточно яркий можно просто не заметить горящих фар или не подумать о том, что их надо включить. В одном случае можно нарваться на штраф, а в другом утром остаться с разряженным аккумулятором. Поэтому, желательно самому ввести в электросхему автомобиля режим дневного света. Как это сделать покажу на примере автомобиля ВА32110 (такая же переделка и для ВА32108-21099), - рисунок 1

Свет включается переключателем главного света (на рисунке 1 - «свет») У переключателя есть контакты обозначенные «30», «56» и «X» На контакт «30» поступает напряжение +12V от аккумулятора, на контакт «X» - от замка зажигания. С контакта «56» поступает напряжение на обмотку реле, включающего лампы ближнего света. Для того чтобы при включении зажигания включался ближний свет фар нужно, в принципе, немного, - только бросить перемычку между контактами «X» и «56» Все было бы хорошо, но так мы лишаемся возможности выключить фары при работающем двигателе. Зачем это нам теперь может понадобиться? Ну, мало ли зачем. Может быть, при прохождении техосмотра инспектор неправильно поймет данную модернизацию, и заставит все переделать, ведь никаких указаний на режим дневного света в технических характеристиках на ВА32110 нет. Поэтому желательно установить дополнительный выключатель (на рисунке 1 - «доп»), которым можно будет включить или выключить режим дневного света. Заглушек на панели приборов «десятки» много, так что место для нового выключателя найти не сложно. На мой взгляд, удобнее всего использовать пустое затушенное место над переключателем главного света. На рисунке 1 продемонстрирован простейший вариант решения проблемы, - фары включаются при включении зажигания, и выключаются с его выключением. В некоторых «иномарках» этот режим сделан немного иначе. Там есть задержка, как включения фар, так и их выключения, причем величины задержки разные. Это же можно сделать и на отечественном автомобиле, дополнив схему несложным электронным устройством (показано на рисунке 2).

Электронное устройство представляет собой простейший таймер на логических элементах, с заданием времени при помощи RC-цепи. Технически плату с этим устройством проще всего закрепить за дополнительным выключателем, так чтобы она находилась внутри приборной панели. В этом случае к ней ближе всего будет выключатель главного света («свет»), поэтому питание на схему проще всего подать с его вывода «30». При включении зажигания на контакте «X» выключателя главного света появляется напряжение. Через диод VD1 и резистор R2 происходит зарядка конденсатора С1. Время, которое уходит на зарядку С1 зависит от его емкости и сопротивления R2. На логических элементах D1 1 и D1 2 сделан триггер Шмитта. Как только напряжение на С1 достигает порога переключения триггера Шмитта на выходе элемента D1.2 возникает логическая единица. На выходе D1 4 так же будет логическая единица. Транзистор VT1 откроется, и если выключатель «дол» включен, то через него поступит ток на цепь включения ближнего света (на обмотку реле включения ближнего света), Фары включатся. После выключения зажигания напряжение на контакте «X» выключателя главного света падает до нуля, при этом начинается разрядка конденсатора С1 через диод VD2 и резистор R3. Напряжение на С1 будет снижаться, и когда достигнет порога переключения триггера Шмитта D1 1-D1 2 на выходе элемента D1 4 возникнет логический ноль. Транзистор VT1 закроется, ближний свет выключится. Время, в течение которого фары будут гореть после выключения зажигания, зависит от емкости С1 и сопротивления резистора R3. Диод VD3 нужен дня исключения повреждения транзистора выбросом самоиндукции обмотки реле ближнего света. Питание на микросхему поступает через цепочку R5-C2 Логический узел распаян на печатной плате, показанной на рисунке 3.

Плата из фольгированного стеклотекстолита с односторонним фольгированием. Все дорожки нарисованы на фольге перманентным маркером черного цвета, а протравлена плата в растворе хлорного железа. После травления плата промыта в бензине и высушена. При подключении не забудьте подсоединить общий минус (массу) платы. Конденсаторы С1 и С2 - импортные миниатюрные аналоги отечественных К50-35. Кон­денсаторы должны быть на напряжение не ниже 16V. В процессе налаживания нужно подобрать резисторы R2 и R3 так чтобы получились желаемые задержки включения и выключения фар. Печатную плату я закрепил в пустом пространстве приборной панели ВАЗ-2110 (старого типа) над переключателем главного света, за дополнительным выключателем, который установлен на месте заглушки. Крепление, - двумя каплями клея «жидкие гвозди» Если кому-то это покажется не эстетичным, — можно придумать другой способ крепления, например, на кронштейне при помощи саморезов. Но ковыряться там отверткой крайне неудобно, а клей держит маленькую плату очень неплохо. При необходимости снять, например, для ремонта, плату можно просто оторвать поддев отверткой.

Радиоконструктор №1 2011г стр. 40

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021