(Двоичный) дополнительный стоп-сигнал

04.04.21

[Домашняя]

 

У многих легковых автомобилей за задним стеклом установлен дополнительный стоп- сигнал, представляющий собой сигнальную фару красного цвета. Внутри находятся обычно несколько лампочек, расположенных в линию. Бывают и светодиодные дополнительные стоп-сигналы. Но все они работают одинаково, будучи подключенными параллельно лампам стоп-сигнала задних фар, они зажигаются при нажатии педали тормоза и гаснут при её отпускании. Если вы стоите в пробке, и постоянно держите ногу на тормозе, они горят тоже постоянно. Несколько разнообразить эту картину поможет описанное здесь устройство, которое устанавливается в корпус обычного дополнительного стоп-сигнала. Источниками света являются четыре сверх ярких светодиода. При нажатии на педаль тормоза они сразу же все загораются одновременно, при отпускании педали, так же одновременно гаснут. Но, если педаль держать нажатой более десяти секунд вместо непрерывного свечения они начинают «играть» по закону инверсного двоичного кода. Принципиальная схема «двоичного» дополнительного стоп-сигнала показана на рисунке 1.

В основе схемы лежит микросхема CD4060B, представляющая собой двоичный счетчик с элементами для построения схемы тактового мультивибратора. Частота импульсов, которые генерирует мультивибратор зависит от параметров RC-цепи, подключенной к его выводам 9, 10 и 11, конкретно, емкости конденсатора С1 и сопротивления резистора R1. Эти импульсы по внутренним цепям микросхемы D1 поступают на имеющийся в её составе двоичный счетчик. В данной схеме используются четыре выхода счетчика, состояние логических уровней на которых в процессе счета меняется согласно двоичному коду двоичного четырехразрядного числа. При включении питания (нажатии на педаль тормоза) нужно чтобы все светодиоды загорелись и горели некоторое время. То есть, после подачи питания счетчик должен оставаться некоторое время в одном состоянии, с одинаковыми логическими уровнями на всех своих выходах. Для того чтобы это получилось, используется цепь C2-R11. Перед каждым включением питания конденсатор С2 разряжен. После включения питания он начинает заряжаться, удерживая на выводе 12 микросхемы D1 напряжение высокого логического уровня. При этом на всех выходах микросхемы D1 удерживаются низкие логические уровни. При этом все транзисторы VT1, VT2, VT3, VT4 открыты и через них поступает ток на все четыре светодиода. Длится это столько времени, сколько нужно на зарядку С2 через резистор R2. Если это время будет превышено, то напряжение на выводе 12 D1 снизится до низкого логического уровня, что позволит двоичному счетчику микросхемы D1 начать считать импульсы, генерируемые его встроенным RC-генератором. Состояние его выходов станет меняться согласно нарастанию двоичного кода. Транзисторы, базы которых подключены к тем выходам счетчика, на которых будут высокие логические уровни, станут закрываться, выключая соответствующие светодиоды. Через 16 тактов все светодиоды погаснут (на выходе счетчика установится «1111»), затем снова загорятся все светодиоды («0000») и процесс повторится. Так этот процесс будет повторяться все время, пока подается питание на схему. При выключении питания свечение светодиодов прекращается, а конденсатор С2 разряжается через диод VD1 и цепи светодиодов. В выключенном состоянии С2 разряжается достаточно быстро, и к очередному нажатию педали тормоза он уже будет разряжен. Можно использовать любые сверхяркие светодиоды, ток через них ограничивается резисторами R7-R10. Если корпус дополнительного стоп-сигнала с красным светофильтром можно использовать как красные, так и белые светодиоды. Если же светофильтра нет - только красные. Монтаж выполнен на печатной плате, показанной на рисунке 2.

Плата из стеклотекстолита с односторонним расположением печатных дорожек. С учетом креплений в конкретном корпусе внешние размеры платы можно увели­чить. Быстроту переключения светодиодов можно изменить подбором сопротивления R1 или емкости С1. Время после включения питания, в течение которого светодиоды горят, не мигая можно изменить подбором сопротивления резистора R11.

Радиоконструктор №8 2015г стр. 41

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021