Акустический контроль неисправности автомобиля

03.04.21

[Домашняя]

 

Для отображения неисправностей в системах автомобиля на его приборной панели имеется набор сигнальных лампочек, на которые поступают сигналы от датчиков. При возникновении неисправности или нежелательного режима эксплуатации соответствующая лам­почка загорается. Зажигание лампочки можно не заметить, или лампочка может просто перегореть. Поэтому желательно чтобы был звуковой дублер. Неплохо иметь и звуковой дублер мигания сигналов поворота, ручного тормоза, резерва топлива. При этом, важно, чтобы при индикации нормальных режимов (повороты, резерв топлива) сигнализация была ненавязчивая, не вызывающая раздражения, а при индикации неисправностей, наоборот, резкая и тревожная. В данном случае это происходит так: при мигании сигналов поворота акустическое устройство издает короткий звук каждый раз, когда включается сигнальная лампа "повороты'' на приборной панели. То есть, привычные негромкие щелчки реле поворотов, которые обычно едва слышны, дублируются короткими звуковыми сигналами. Это не раздражает, в отличие от многих других звуковых дублеров поворотов, которые пищат в течение всего времени, пока горит сигнальная лампа, и молчат, только когда она погашена. Такие же сигналы будут слышны, когда бензин на исходе и горит сигнальная лампа "резерв", но здесь период следования этих коротких звуков будет в два-три раза больше, чем при работе сигналов поворотов. При аварийной ситуации (например, утечка в тормозной системе, или низко давление масла, разряд аккумулятора, и т.п.) короткие звуковые сигналы следуют настолько часто, что звук напоминает трель. Принципиальная схема устройства показана на рисунке.

Тон звучания задается мультивибратором на элементах D2.3 и D2.4. Мультивибратор работает постоянно, а импульсы с него на динамик поступают через ключевой элемент D2 и транзисторный усилитель мощности на VT4 (громкость звука регулируется резистором R12). Когда на выводе 5 D2,2 единица, D2.2 открывается и через него импульсы от мультивибратора проходят на усилитель. Из динамика раздается звук. Короткие звуковые сигналы полу­чаются при помощи цепи C3-R9. При появлении логической единицы на выходе D2.1 С3 некоторое время заряжается через R9, и в течение этого времени на выводе 5 D2.2 присутствует единица. Таким образом, каждый раз, когда на выходе D2.1 появляется единица, в первый момент ее появления раздается короткий звуковой сигнал, продолжительностью примерно 0,3-0,5 сек. В принципе, можно было бы короткие импульсы с C3-R9 подать на один из входов элементов D2.3 и D2.4, так чтобы мультивибратор запускался только в момент действия этих импульсов. Тогда, по теории, можно исключить D2.2. Но на практике, при запуске мультивибратора возникают переходные процессы, и первоначально из динамика раздается неприятный щелчок, а потом уже тональный звук. Если же мультивибратор работает постоянно, то этих переходных процессов нет. Устройство имеет три неравнозначных входа. Поскольку, устройство универсальное, чтобы его можно было использовать на автомобилях разный моделей, каждый из входов имеет по две входные клеммы, четные клеммы (Х2, Х4, Х6) подключаются к контрольным лампам, которые зажигаются подачей на них питания. Нечетные (Х1. ХЗ, Х5) - к лампам, которые включаются замыканием на "массу". На VT1 выполнен вход контроля за лампой поворотов. При включении этой лампы на выводе 1 D2.1 возникает нуль, а при выключении - единица. Таким образом, когда контрольная лампа зажигается, на выходе D2.1 возникает единица и цепь С3 R9 формирует короткий импульс, — раздается короткий звук. На транзисторе VT2 выполнен вход контроля за лампами неаварийных состояний (резерв топлива, ручной тормоз, подсос, и т.д.). При включении любой из этих ламп на выводе 1 D1.1 устанавливается ноль. Мультивибратор на D1.1-D1.2 начинает вырабатывать импульсы, следующие с частотой около 0,5-0,3 Гц. И по спаду каждого из этих импульсов на выходе D2.1 появляется единица, и устройство издает короткие звуковые сигналы, повторяющиеся с частотой 0,5-0,3 Гц. За контрольными лампами аварийного состояния наблюдает вход на транзисторе VT3. При включении любой из них на выводе 12 D1.3 возникает нуль и мультивибратор на D1.3-D1.4 запускается и начинает вырабатывать импульсы с частотой 2-3 Гц. И с такой частотой раздаются короткие звуковые сигналы, а в общем, звук напоминает трель. Питается устройство через параметрический стабилизатор А1. На схеме его выводы обозначены буквами как выводы транзистора. Это помогает разобраться с цоколёвкой микросхемы. Нужно представить себе, что это не "7808", а транзистор типа KT815, и распаять по схеме соответственно выводам, получается "эмиттер" - вход, "база" - выход, "коллектор" - общий минус. Схема подключения устройства в автомобиле ВАЗ-2105 показана на рисунке 2.      

В этом варианте включения устройство озвучивает сигнальные лампы: указателя поворотов, резерва топлива, ручного тормоза, закрытой заслонки карбюратора (подсос), низкого давления масла, главного тормоза (утечка жидкости), разряда аккумулятора (обрыв ремня генератора, неисправность реле и генератора). По питанию устройство подключается к выходу замка зажигания, таким образом, что при выключении зажигания питания сигнализатора отключается. Обратите внимание, — каждая из входных клемм может контролировать любое число ламп, при этом лампы нужно подключать через диоды (пример — лампы ручного тормоза и резерва топлива, и лампы разряда аккумулятора и главного тормоза). Клемма Х1 в таком варианте включения не используется. Все диоды (рис.2) - типа КД522, КД521. Микросхемы серии К561 можно заменить аналогичными серии К176, К1561, К564. Диоды КД521 заменимы любыми аналогичными, включая и импортные, и даже старые типа Д223, Д18, Д20. Диоды КД209 - любые выпря­мительные, можно даже старые Д226. Д7. Интегральный стабилизатор 7808 можно заменить на КР142ЕН8А. Емкости С6 и С5 не ниже указанных. Транзисторы KT315 заменимы на любые аналогичные. КТ814 можно заменить на КТ816. Динамик В1 - любой малогабаритный динамик или телефонный капсюль сопротивлением 4-300 Ом. Хорошие результаты дает капсюль ТК-47 от электромеханических телефонных аппаратов. Настройка заключается в установке нужных временных интервалов и частот. Тон звука можно установить подбором номинала R10, продолжительность короткого звукового сигна­ла - подбором номинала R9, частоту повторения короткого звукового сигнала при неаварий­ной ситуации (резерв бензина, подсос) - подбором R6, частоту трели аварийной сигнализации - R7. Громкость звука регулируется резистором R12. Устройство подключается в салоне, к лампам комбинации проборов. Схема подключения к другой машине (не ВАЗ-2105), естественно, будет отличаться.

Радиоконструктор №3 2002г стр. 34

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021