Автомат для ближнего света фар

04.04.21

[Домашняя]

 

Правила дорожного движения требуют ездить днем с включенным ближним светом фар. Соблюдать это несложно, но можно и забыть включить фары, а это неприятный разговор с инспектором. Но хуже, если фары забыть выключить, и оставить так машину на длительное время. Это приведет разрядке аккумулятора через цепи габаритного света и невозможности пуска двигателя без посторонней помощи. Чтобы не попадать в эти неприятные ситуации можно поручить следить за дневным светом фар несложному электронному автомату. На страницах этого издания уже публиковались схемы таких автоматов. Этот же отличается тем, что сделан на микросхеме CD40106, содержащей шесть инверсных триггеров Шмитта. Схема автомата показана на рисунке 1.

Но сначала о порядке его работы. Схема автомат подключается к электросхеме автомобиля пятью точками. Это питание, плюс и минус аккумулятора. Выход замка зажигания («+3.3»), который служит своеобразным датчиком включения двигателя. Цепь габаритного света («+Г.О.»), используется как датчик того, что свет включен вручную, и в работе автомата необходимости нет. Ну и выход - к реле включения ламп фар ближнего света. Если включить зажигание, и при этом габаритные огни (фары) не включены, то ближний свет фар включается почти сразу автоматически. Если после этого включить фары вручную, например, уже темно. То автомат перестанет влиять на работу штатной схемы освещения. После выключения зажигания фары ближнего света остаются гореть еще около двух-трех минут, а потом гаснут. Рассмотрим работу схемы. Питание на микросхему D1 поступает от аккумулятора автомобиля, поэтому микросхема под напряжением даже когда автомобиль стоит на стоянке. Ток потребления микросхемы CD40106 ничтожно мало, и не разряжает аккумуляторную батарею (сигнализация в ждущем режиме потребляет значительно больше). Если зажигание выключено, то напряжение на С1 равно нулю. На выходе элемента D1.1 при этом единица. Диод VD2 открыт и через него на соединенные вместе входы остальных элементов микросхемы поступает напряжение логической единицы. Поскольку элементы инверсные, на их соединенных вместе выходах - ноль. Транзистор VT1 закрыт, и реле ближнего света он не включает. При включении зажигания на анод диода VD1 поступает напряжение от замка зажигания. Через диод VD1 и резистор R1 оно заряжает конденсатор С1. На нем напряжение по уровню составляет логическую единицу, которая поступает на вход элемента D1.1. Так как элемент инверсный, на его выходе будет логический ноль. Диод VD2 закрыт. Если фары или габаритные огни не включены вручную, то и диод VD3 тоже закрыт. Поэтому на соединенные вместе входы элементов D1.2-D1.6 поступает логический ноль через резистор R3. На соединенных вместе выходах D1.2-D1.6 появляются логические единицы, это напряжение поступает через R5 на базу транзистора VT1 и открывает его. А он посредством реле ближнего света, которое есть в схеме автомобиля, включает ближний свет фар. Если фары включить вручную, то на цепи габаритных огней появится напряжение, которое через диод VD3 и резистор R4 поступит на входы D1.2-D1.6. На их выходах будут нули независимо от того включено зажигание или выключено. Транзистор VT1 будет закрыт. После выключения зажигания конденсатор С1 начинает медленно разряжаться через резистор R2. Пока напряжение на нем лежит в пределах логической единицы, ближний свет будет оставаться включенным. Но когда он разрядится до напряжения логического нуля, транзистор VT1 закроется и ближний свет выключится. Сколько времени будет гореть ближний свет после выключения зажигания можно отрегулировать подбором сопротивления резистора R2. Печатная плата показана ниже.

Радиоконструктор №4 2017г стр. 44

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021