Автомат включения освещения-2

30.03.21

[Домашняя]

 

Устройство предназначено для включения уличного освещения с наступлением темноты и выключения с рассветом. Принципиальная схема показана на рисунке.

Чувствительный элемент - фоторезистор R1. Фоторезистор включен между базой и коллектором транзистора VT1, поэтому при наличии освещенности этот транзистор открывается, поскольку сопротивление фоторезистора уменьшается, и, следовательно, увеличивается напряжение на его базе. В результате напряжение на его коллекторе падает и транзистор VT2 закрывается, а так же и транзистор VT3. Обмотка реле Р1 обесточена, его контакты разомкнуты, и освещение выключено. С наступлением темноты уровень света, воздействующего на чувствительный слой фоторезистора, уменьшается и его сопротивление увеличивается. В какой-то момент VT1 закрывается на столько, что напряжение на его коллекторе становится достаточным для открывания транзистора VT2, а вслед за ним открывается и VT3. Через обмотку реле начинает протекать ток, и его контакты замыкаются, включая, таким образом, освещение. Отличие этой схемы от большинства других простых схем такого назначения в том, что номинальное сопротивление фоторезистора может лежать в достаточно широких пределах (от десятков до сотен кОм). Напряжение на базе VT1 определяется делителем из фоторезистора и резисторов R2 и R3. В результате, подстроив или подобрав номиналы этих резисторов можно выбрать не только порог переключения, но и приспособить схему для работы с фоторезистором, практически любого номинального сопротивления. Цепь R5 R6 С1 служит для придания схеме некоторой инерционности, исключающей ошибки в срабатывании от коротких вспышек света, например света фар проезжающего автомобиля. Транзисторы КТ3102 можно заменить на КТ315, КТ342. Транзистор КТ814 можно заменить на КТ816. Стабилитрон на напряжение 8-10В. Электромагнитное реле в зависимости от мощности коммутируемой нагрузки может быть типа РЭС-10 на 12В (для управления одной лампочкой до 60Вт) или автомобильное типа 90.37 с сопротивлением обмотки 80 Ом (для управления нагрузкой до 1000 Вт и выше). Нужно учесть, что автомобильное реле наиболее приспособлено для работы на открытом воздухе. Питается автомат от трансформаторного нестабилизированного источника постоянного напряжения 12-15В. На выходе источника, после выпрямительного моста должен быть включен сглаживающий конденсатор на емкость не менее 1000 мкФ. Источник питания можно сделать на основе выходного кадрового трансформатора типа ТВК от старых ламповых черно-белых телевизоров типа УЛТ или УЛПТ. Его высокоомная обмотка включается в электросеть, а напряжение с низкоомной поступает на мостовой выпрямитель. Расположение фоторезистора нужно выполнить таким образом, чтобы на него могли падать солнечные лучи, и не попадал свет от ламп искусственного освещения.

Радиоконструктор №6 1999г стр. 9

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 30.03.2021