Автомат выключатель ламп ближнего света

03.04.21

[Домашняя]

 

На тему того, как ездить днем с включенными фарами и не забыть их выключить напечатано немало статей. И все же здесь еще есть простор для размышлений. Эта схема вообще не требует от водителя никакого вмешательства. Заводите двигатель и через несколько секунд ближний свет включается. Заглушили мотор, - через пару минут свет выключится. Вообще не нужно ничего делать, никаких кнопок нажимать, все проис­ходит само собой. Схема разработана для машины «ВАЗ- 2109», но очень вероятно, что её можно приспособить и для любого другого автомобиля.

Всего одна микросхема К561ТЛ1, два транзистора, реле. Схема собирается в корпусе неисправного блока «ЭПХХ», или можно сделать в любом подходящем корпусе. Реле - бескорпусное реле от неисправного реле - коммутатора сигналов поворотов. А теперь о работе схемы. Питание на неё поступает постоянно от аккумулятора автомобиля (брошен монтажный проводок разделанный петелькой под один из винтов на плюсовую клемму). В «ждущем» режиме ток потребления минимален и на разряд аккумулятора не влияет. В электросхеме автомобиля есть датчик давления масла, контакты которого замкнуты, когда давление мало, и разомкнуты когда оно нормальное (этот датчик управляет индикаторной лампой недостатка давления масла). Пока двигатель не работает контакты этого датчика (ДМ) замкнуты (давление мало) и конденсатор С1 разряжен через них и цепь R2-VD5-R3. Когда мы заводим двигатель, после его пуска, давление масла в нем увеличивается, и контакты датчика ДМ размыкаются. Теперь на конденсатор С1 начинает поступать зарядный ток через цепь, состоящую из VD5, R2 и сопротивления индикаторной лапы недостаточного давления масла. Через несколько секунд напряжение на С1 достигает величины логической единицы. На выходе элемента D1.3 появляется единица, которая открывает ключ VT1-VT2, далее включается реле КР1 и подает напряжение на обмотку реле К11 (согласно схеме автомобиля «ВАЗ-2109»). Реле К11, - это реле включения ближнего света фар. В результате включается ближний свет. Если водитель решит переключиться на дальний свет, то включит его. При этом по цепям автомобиля поступит напряжение на обмотку реле К5, которое отвечает за дальний свет. При этом ближний свет должен выключиться. Чтобы это произошло, напряжение высокого уровня с обмотки К5 поступит на вход элемента D1.1. На его выходе будет ноль, который заблокирует схему на D1.2-D1.3, так что на выходе D1.3 будет ноль. Ключ VT1-VT2 закроется, реле КР1 выключится, и схема перестанет влиять на работу фар. При выключении двигателя давление масла в нем снижается, и контакты датчика масла ДМ замыкаются. Теперь конденсатор С1 медленно разряжается через R3, а так же, R2 и обратный ток диода VD5. На это уходит около двух минут. После фары выключаются. Отрегулировать время включения фар можно подбором сопротивления R2, а время выключения, - R3. Стабилитроны служат для защиты схемы от выбросов в цепях автомобиля. Конденсаторы на напряжение не ниже 16V.

Радиоконструктор №12 2009г стр. 33

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021