Автомат-выключатель фар дневного света

03.04.21

[Домашняя]

 

Новая редакция ПДД требует ездить с включенным ближним светом фар в любое время суток. В общем-то, это требование выполнять не сложно, если бы не присущая человеку забывчивость. Действительно, днем светло и видимость дороги не побуждает водителя к включению фар. Да и можно забыть выключить фары, ведь днем с места водителя их свет практически не виден. Уже многие мои знакомые просто бросили провод с замка зажигания на реле ближнего света, и все. Включаешь зажигание, - включаются фары. Но это не совсем удобно. Во-первых, фары это лишняя нагрузка на аккумулятор, которая в определенных условиях может помешать пуску холодного двигателя зимой. Во-вторых, нежелательно чтобы фары выключались сразу же при выключении зажигания. Нужно чтобы это работало примерно таким образом: включаем зажигание, - фары не горят, заводим двигатель и едим, - фары зажглись. Остановились, выключили двигатель, - через десяток-два секунд фары погасли. Вот такой порядок работы ближнего света фар и обеспечивает описываемый здесь автомат. А теперь подробнее обо всем этом.

Когда машина стоит на стоянке зажигание выключено, датчик скорости никаких импульсов не вырабатывает. В таком состоянии RS-триггер на логических элементах D1.2-D1.3 будет установлен в состояние единицы на выходе D1.3, так как на вывод 6 D1.3 будет поступать логический ноль через резистор R4. На выходе элемента D1.4 будет логический ноль, значит транзисторный ключ VT1-VT2 закрыт, реле К1 обесточено и его контакты разомкнуты. Лампы ближнего света выключены. При включении зажигания напряжение от выхода замка зажигания через диод VD2 поступает на конденсатор СЗ и заряжает его до напряжения бортовой сети автомобиля. Теперь на выводе 6 D1 3 логическая единица, Но состояние триггера от этого не меняется, и ближний свет по прежнему выключен. Двигатель завели и машина поехала. Теперь датчик скорости автомобиля начинает выдавать импульсы, которые поступают на его электронный блок управления и электронный (или электромеханический) спидометр. Эти же импульсы через диод VD1 поступают на цепь C1-R2, которая формирует короткие импульсы. Импульсы инвертируются элементом D1.1 и поступают на вывод 1 D1.2. Первый же из них переключает триггер в противоположное положение. Теперь на выходе элемента D1.3 присутствует логический ноль. А на выходе D1.4 - единица. Транзисторный ключ VT1-VT2 открывается и подает ток на обмотку реле К1, которое своими контактами включает лампы ближнего света фар автомобиля. Теперь автомобиль едет с включенным ближним светом. Во время коротких остановок (на светофоре, на перекрестках, при посадке/высадке пассажиров и т.д.) датчик скорости перестает генерировать импульсы, но ближний свет остается включенным, так как зажигание включено. Все. Приехали, выключаем зажигание. Напряжение на аноде VD2 падает. Конденсатор С2 начинает разряжаться через резистор R4. Как только разрядится до порога перехода элемента D1.3 на логический ноль триггер D1.2-D1.3 переключится в исходное состояние, - единица на выходе D1.3. На выходе D1.4 установится ноль. Транзисторы VT1 и VT2 закроются, а реле К1 выключит фары. Время задержки на выключение фар можно установить «по вкусу» подбором R4. Выключатель S1 служит для выключения автомата, например, в темное время суток, когда он не нужен. Когда S1 выключен, схема освещения работает как обычно. Реле К1 - стандартное автомобильное реле, вроде тех, что установлены в монтажном блоке. Данный автомат может работать только с инжекторными машинами, вернее, только с теми машинами, в которых спидометр электронный или электромеханический (есть датчик скорости).

Радиоконструктор №1 2011г стр. 38

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021