03.04.21 |
|
Каждому водителю
знакомы неудобства, возникающие в сумерках или ночью, когда необходимо
разминуться с движущимися навстречу автомобилями, и приходится постоянно
переключать свет фар с дальнего на ближний и наоборот Предлагаемое
устройство (см. рис.1) представляет собой автоматический переключатель
света.
Схема его состоит из фотодатчика R1,
трех биполярных транзисторов и электромагнитного реле. При ночной езде
фоторезистор R1 под воздействием света от фар движущегося навстречу
автомобиля резко уменьшает свое сопротивление. Увеличивается ток в базе
транзистора VT1, он открывается, а вместе с VT1 триггер Шмитта,
закрывается. Напряжение на его коллекторе возрастает, в результате чего
открывается транзистор VT3 и срабатывает реле К1. Контакты реле
переключают дальний свет на ближний. После исчезновения света
сопротивление R1 увеличивается, VT1 закрывается, что приводит к
закрыванию VT3 и выключению К1. Контакты реле снова включают дальний
свет. При появлении следующего транспортного средства на фоторезистор
снова попадает свет, и процесс повторяется. Фоторезистор R1 защищается
от боковой засветки экраном из трубки диаметром около 30 мм (рис. 2).
Для повышения чувствительности в
фотодатчике используется фокусирующая линза. Длина трубки зависит от
фокусного расстояния используемой линзы и может достигать 60...70 мм
(подбирается опытным путем). Это удобнее делать, если линза закреплена в
подвижной трубке с возможностью изменения фокусного расстояния.
Фоторезистор монтируется при помощи эпоксидного клея. Изготовленный
таким образом фотодатчик закрепляется под капотом автомобиля за решеткой
радиатора так, чтобы фокусирующая линза была направлена вперед и немного
влево. Порог срабатывания устройства регулируется потенциометром RP2. Он
устанавливается в вечернее время опытным путем. Устройство можно
выключить с помощью ключа SA1 и перейти к ручному переключению света
фар. В конструкции можно использовать реле типа РЭС6 (паспорт
РФ0.452.106). Сопротивление катушки реле составляет 125 Ом, ток
срабатывания — 70 мА. Реле имеет два переключающих контакта, которые,
будучи соединены параллельно, выдерживают ток до 10 А. Питание
устройства, осуществляется от бортсети автомобиля. Радиомир №9 2007г стр. 26 |
Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021