Автоматический включатель/выключатель противотуманных фар

03.04.21

[Домашняя]

 

В ноябре 2010 г. вступили в силу дополнения к ПДД. В них, в частности, предписано включение ближнего света фар при движении не только в темное время суток, но и днем. У водителей это может вызвать проблемы: забыл включить фары — будет малоприятный разговор с сотрудником ГИБДД, забыл выключить — рискуешь разрядить батарею аккумуляторов. Автор этой статьи полагает, что электроника способна избавить от указанных проблем. Кроме прочих неприятностей, которые ожидают водителей после введения дополнений к ПДД, следует отметить, что езда днем с включенными фарами приведет к преждевременному выходу из строя ламп, необходимых при движении в темное время суток. Поэтому для своего автомобиля ВАЗ-2107 я сконструировал блок автоматического включения/отключения противотуманных фар вместо основных (ПДД этого не запрещают — см. п. 19.4; 19.5). При напряжении бортовой сети автомобиля менее 13 В противотуманные фары (ПТФ) отключены, а если оно более 13 В — включены и светят при условии, что клавиша "НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ" на приборном щитке находится в положении "ОТКЛ''. Схема блока показана на рис. 1.

При замыкании контактов SA1 (замка зажигания автомобиля) на неинвертирующий вход компаратора DA1 поступает стабилизированное напряжение около 9 В, а на инвертирующий — напряжение с движка подстроечного резистора R2, входящего в состав делителя напряжения R1R2R3. Движок этого резистора устанавливают в такое положение, которое при напряжении бортовой сети 13 В обеспечивает равенство значений напряжения на обоих входах компаратора DA1. Если напряжение бортовой сети станет меньше 13 В (двигатель выключен), на инвертирующем входе компаратора напряжение станет меньше, чем на неинвертирующем. На прямом выходе (на выводе 9) компаратора установится напряжение, близкое к питающему, что приведет к закрыванию мощного транзистора VT2. В результате передние противотуманные фары будут отключены. При напряжении бортовой сети свыше 13 В (двигатель работает) увеличится напряжение на инвертирующем входе компаратора — оно станет больше, чем на неинвертирующем. Компаратор переключится, и на его выходе напряжение станет близким к нулевому. Через эмиттерный переход транзистора VT2 и резистор R12 потечет ток, который вызовет открывание этого транзистора до насыщения и включение противотуманных фар. Напряжение насыщения транзистора КТ825Г — около 2 В. Это весьма благотворно сказывается на сроке службы галогенных ламп, установленных в противотуманных фарах. При включении габаритных огней (в положении 1 переключателя SA2) или основных фар (в положении 2) напряжение бортовой сети 13,6...14,2 В через диод VD2 и резистор R8 поступает на неинвертирующий вход компаратора. Напряжение на этом входе становится намного большим, чем на инвертирующем. На выходе компаратора установится напряжение, близкое к питающему, транзистор VT2 закроется и отключит передние противотуманные фары. Во время движения в темное время суток в условиях плохой видимости (туман, дым, сильный дождь, густой снегопад) при включенных основных фарах нажатие на клавишу "ПТФ задние" приведет к включению и передних ПТФ. Напряжение бортовой сети через контакты SA4 и резистор R9 поступает на базу транзистора VT1, который открывается и открывает транзистор VT2 — ПТФ включены. При выключении зажигания противотуманные фары гарантированно отключаются. Стабилитрон VD3 служит не только для стабилизации напряжения питания компаратора, но и для его защиты от импульсных выбросов напряжения в бортовой сети. При эксплуатации устройства без этого стабилитрона отмечены случаи выхода компаратора из строя. Все детали устройства, кроме мощного транзистора VT2 и элементов, относящихся к электрооборудованию автомобиля, размещены на печатной плате (ее чертеж представлен на рис. 2) из фольгированного с одной стороны стеклотекстолита толщиной 1 мм.

Готовую плату устанавливают в металлический корпус от вышедшего из строя блока зажигания автомобилей "Волга", "Газель" (131.3734; 94.3734). Транзистор VT2 привинчивают в удобном месте к корпусу, который служит теплоотводом. Корпус с платой устройства крепят на автомобиле перед радиатором, правее звукового сигнала, где обеспечено хорошее охлаждение. Подстроечный резистор R2 —  СПЗ-38б. Компаратор К554САЗ можно заменить зарубежным аналогом IL311ANM. Вместо транзистора КТ503А подойдет любой из серии КТ315, а вместо КТ825Г — КТ825Д, КТ825Е. Разъемы ХТ1—ХТ7 — автомобильные ножевые, типоразмера 6,3 мм. Противотуманные фары выпускают в двух конструктивных вариантах; с одним (плюсовым) выводом, корпус — минус (как показано на схеме) и с двумя выводами. Предпочтительнее второй вариант — включение ламп показано фрагментарно на рис. 3.

В этом случае появляется возможность монтировать мощный транзистор VT2 без изолирующей прокладки, что улучшит условия его охлаждения. Налаживание устройства состоит в установке подстроечным резистором R2 одинаковых значений напряжения на входах компаратора DA1 при напряжении на контакте "15" замка зажигания SA1, равном 13 В. За несколько лет эксплуатации устройства замечаний к его работе не было.

Радио №5 2011г стр. 43

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021