Автоматический выключатель ближнего света фар

03.04.21

[Домашняя]

 

В соответствии с правилами дорожного движения ближний свет фар у автомобиля должен быть включен при движении по шоссе, независимо от времени суток. Кроме обязательности есть еще и рекомендованные случаи, когда желательно движение с включенными фарами, например, в зоне с детскими садами, школами, с началом учебного года. А желательно вообще всегда. В принципе это не сложно, но водителю свет фар собственного автомобиля днем практически незаметен. Это никак не влияет на его восприятие дороги, окружения, так как есть достаточная солнечная освещенность. Побудительных условий зажечь фары, или выключить их, нет, потому мы часто о них забываем. А это грозит неприятным разговором с автоинспектором или разряженным аккумулятором. Конечно, можно взять стандартное реле, и подключить его обмотку к замку зажигания, а контакты в цепь включения ближнего света. Но это не совсем то, что нужно, так как фары будут включаться сразу при включении зажигания и сразу же, при выключении зажигания выключаться. Для своего автомобиля я сделал очень простое автоматическое устройство, которое включает фары через 10-15 секунд после включения зажигания, и выключает их через 5-10 минут после выключения зажигания.

Первая малая задержка нужна, чтобы не нагружать аккумулятор лишним током при запуске двигателя, накачке бензина в инжектор. Вторая большая задержка нужна чтобы фары не выключались при кратковременных остановках, например, на заправку. В основе схемы микросхема К561ЛА7, причем вместо неё можно использовать и её антоним - К561ЛЕ5. Поскольку все элементы используются только, как инверторы никакого значения логика входов не имеет. Интервалы времени задаются путем зарядки - разрядки конденсатора С1. Здесь необычно для таких схем применен конденсатор большой емкости. Сделано это чтобы можно было использовать в RC-цепи резис­торы относительно низкого сопротивления, а сама времязадающая цепь работала на относительно высоких токах. Это имеет важное значение при работе в автомобиле, где как температура, так влажность может меняться в широких пределах. Более привычная RC-цепь с мегаомными резисторами может просто «залипнуть» из-за того что ток утечки будет больше тока зарядки. В данном случае это вряд ли возможно. И так, в исходном состоянии С1 разряжен. Напряжение на входах D1.1 = лог.0. Так же и на выходе D1.4. Транзистор VT1 закрыт, реле К1 выключено. Фары не горят. При включении зажигания на анод VD1 поступает напряжение от замка зажигания. Конденсатор С1 заряжается через R2. Напряжение на С1 плавно поднимается и в какой-то момент достигает порога логического элемента D1. В этот момент на выходе D1.4 появляется лог.1, VT1 открывается, реле К1 своими контактами включает фары. Время задержки включения фар после включения зажигания зависит от сопротивления. R2. Величина R2 уточняется при налаживании схемы. После выключения двигателя диод VD1 закрывается нулевым напряжением на выходе замка зажигания. Конденсатор С1 начинает разряжаться через R2+R1. Сопротивление R1 относительно высоко, поэтому на разрядку С1 до логического порога уходит по времени 5-10 минут. После того как порог будет достигнут, на выходе D1.4 устанавливается ноль. Реле К1 выключает фары. Время задержки выключения фар зависит от сопротивления R1. Величина R1 уточняется при налаживании. По питанию схема подключается к аккуму­лятору, то есть, к невыключаемой цепи, например, к месту подключения магнитолы, прикуривателя. В общем, так, чтобы при выключении зажигания питание схемы не пропадало. В противном случае с выключением зажигания фары будут выключаться сразу, - без задержки. Анод диода VD1 подключают к выходу замка зажигания, к тому контакту, с которого напряжение поступает на систему зажигания или на точку включения инжектора. Не перепутайте с точкой стартера, так как в этом случае схема работать не будет, - фары либо вообще не включатся, либо выключатся после пуска двигателя. Почти все (кроме реле) монтируется на одной простой печатной плате. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К561ЛЕ5 или импортными аналогами (CD4001, CD4011). Реле К1 - стандартное реле звукового сигнала переднеприводных машин «ВАЗ». В автомагазинах его еще называют «четырех­контактное реле». Замыкающие контакты этого реле нужно подключить согласно электросхеме автомобиля, так чтобы они включали фары ближнего света. Если хотите сделать, чтобы схема включала не только ближний свет, но и габаритные огни, нужно использовать какое-то другое реле, у которого есть две замыкающие контактные группы. Тогда одна контактная группа будет включать габаритные огни, а вторая - ближний свет фар. Если нет реле с двумя контактными группами, в этом случае, можно взять два реле и их обмотки включить параллельно. Диоды можно заменить практически любыми кремниевыми общего назначения, например, КД521, КД105, 1N4148. Транзистор VT1 - КТ815 или КТ817, КТ604, либо импортный аналог. Вообще, выбор по мощности этого транзистора зависит от тока обмотки реле. Все конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16V (но лучше выбрать на 25V). Жестких требований к конденсатору С2 нет. Конденсатор С1 должен быть новым (не выпаянным из старой схемы), желательно проверить конденсатор на ток утечки и выбрать с минимальным показателем. Вообще, от тока утечки сильно зависит величина сопротивления R1, которое получается при налаживании. При слишком большом токе утечки R1 может и вообще не понадобиться. Но в этом нет ничего хорошего, так как ток утечки нестабилен и может меняться в зависимости от окружающей температуры или от старения конденсатора. В результате задержка выключения фар будет очень нестабильна. И при возрастании тока утечки она будет уменьшаться. Налаживание. Подбором сопротивления R2 устанавливаем величину задержки включения фар после включения зажигания. Подбором сопротивления R1 устанавливаем величину задержки выключения фар после выключения зажигания. Величины задержки можно выставить такие, как написано выше, или другие, - по желанию.

Радиоконструктор №11 2010г стр. 45

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021