Автоматический выключатель ближнего света

03.04.21

[Домашняя]

 

Правила дорожного движения требуют от водителей ездить за пределами населенных пунктов с включенными фарами (ближним светом) в любое время суток. Обычно ночью с этим проблем не возникает, так как фары само собой приходится включать, и довольно сложно забыть их выключить, так как свет от них яркий и очень заметный. Днем же ситуация совсем другая, - у водителя нет никаких физиологических побуждений включить фары, так как и без них все очень хорошо видно. Хуже того, очень легко поставить машину на стоянку и забыть выключить фары, так как при ярком солнечном свете их свет практически незаметен. Вот и, получается, - забыл включить фары, - наказан штрафом, забыл выключить, - наказан разряженным аккуму­лятором. Наверное, проще прямо подключить реле ближнего света на выход замка зажигания, и пусть свет сам включается и выключается. Это просто, но есть проблемы, - свет будет гаснуть сразу, же после выключения зажигания, что, в темное время, может быть не безопасным, нарушается работа переключателя «ближний-дальний», и может быть затруднен пуск в холодное время из-за дополнительной нагрузки аккумулятора на фары. На рисунке показана схема автоматического устройства, лишенного этих недостатков.

Работает устройство следующим образом. При включении зажигания свет не включается, а происходит только подготовка схемы к его включению. После пуска двигателя (когда давление масла в системе смазки двигателя станет нормальным) включается ближний свет. При этом включения освещения не происходит, то есть, габаритные огни, и освещение приборной панели не включено. После выключения зажигания ближний свет гаснет через минуту. То есть, например, если мотор просто заглох или был выключен по другой причине, сразу же свет не гаснет. При езде в темное время суток у водителя возникает физиологическая потребность включить фары, так как нет подсветки приборной панели. При включении фар штатным выключателем автомобиля схема автомата блокируется и не влияет на работу электрооборудования автомобиля. После выключения фар штатным выключателем работа схемы восстанавливается. Отключить схему можно дополнительным выключателем S1, он отключает выход схемы от реле ближнего света. Схема, показанная на рисунке, сделана для автомобиля ВАЗ-2112, возможно она подойдет и для многих других автомобилей. Информацию схема получает от трех объектов, - от выхода замка зажигания, от датчика давления масла, от цепи габаритных огней и освещения. Для того чтобы включился ближний свет необходимо чтобы было включено зажигание (единица на входах D1.1), чтобы контакты датчика давления масла были разомкнуты (напряжение через контрольную лампу давления масла поступает на базу VT3 и открывает его), и чтобы штатный выключатель освещения был выключен (ноль на выводе 12 D1.4). В таком случае на обоих входах элемента D1.2 имеются логи­ческие нули, на его выходе - единица. Конденсатор С1 ускоренно заряжается через R6 и VD4 до напряжения логической единицы. На выходе элемента D1.3 устанавливается логический ноль, а на выходе D1.4 - единица. Ключ VT1-VT2 открывается и подает ток на обмотку реле включения ближнего света (если выключатель S1 включен). Если при этом включить фары (освещение) штатным выключателем, то на выводе 12 D1.4 появляется напряжение логической единицы. Это блокирует данный элемент и фиксирует его в состоянии логического нуля на выходе независимо от того, что на его втором входе. Транзисторный ключ VT1-VT2 закрывается и больше не оказывает никакого влияния на работу реле ближнего света фар. После выключения освещения (фар) штатным выключателем работа схемы возобновляется, так как теперь элемент D1.4 разблокирован. После выключения двигателя на выходе замка зажигания напряжение падает, падает напряжение и на датчике давления масла, так как замыкаются его контакты. На выходе D1.2 устанавливается логический ноль. Теперь емкость конденсатора С1 начинает медленно разряжаться через резистор R5. Примерно через минуту напряжение на С1 упадет до логического уровня нуля. На выходе D1.4 установится ноль, и транзисторный ключ VT1-VT2 закроется. Таким образом, ближний свет выключается через минуту после выключения двигателя. В схеме есть три стабилитрона на напряжение 12V, их назначение в защите цепей схемы от выбросов напряжения в электросети автомобиля и от отрицательных напряжений. Практически все детали (кроме выключателя) смонтированы на печатной плате, показанной на рисунке 2.

Плата миниатюрная и требует, чтобы на неё монтировали малогабаритные детали. Стабилитроны типа Д814Д-1 отличаются от Д814Д тем, что у них стеклянные корпуса, примерно, такие как у диодов КД522. Нужны именно такие миниатюрные стабилитроны, или зарубежные аналоги на 12-14V, Конденсаторы тоже импортные миниатюрные. Подключение. Клемму «1» нужно монтажным проводком соединить с выходом замка зажигания, на моей машине это контакт «15» замка. Клемму «2» можно подключить к лампе «масленка» на приборной панели, но удобнее протащить провод под капот и подключить непосредственно к датчику давления масла. Клемма «3» монтажным проводником подключена к цепи подсветки приборной панели, но можно подключить и непосредственно к цепи габаритных огней. Клемма «4» - на «массу». Клемма «5» - через выключатель S1 к обмотке реле ближнего света (К4). Клемма «6» - к положительному контакту аккумулятора, или к цепи прикуривателя, магнитолы. Правильно собранная схема налаживания не требует.

Комментарий редакции. Автомат можно вообще не подключать к выходу замку  зажигания. Можно исключить VT3, входы D1.2 соединить вместе, а клемму «1» подключить к датчику давления масла. Работа схемы при этом не изменится.

Радиоконструктор №8 2009г стр. 40

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021