Автоматический выключатель дополнительных ходовых огней-4

04.04.21

[Домашняя]

 

По Правилам дорожного движения, автомобиль должен двигаться только с включенным ближнем светом фар, независимо от времени суток. Либо он должен быть оборудован дополнительными ходовыми огнями (ДХО), включаемыми в светлое время суток. Большинство отечественных автомобилей штатно не оборудованы ДХО, поэтому на них нужно ездить с включенным ближним светом фар. В общем-то ничего страшного нет, можно ездить и с включенными фарами, но, к сожалению, фары являются мощным потребителем тока и при постоянной езде с включенными фарами и дополнительным оборудованием (музыка) мощности, генерируемой генератором становится недостаточно для поддержания автомобильного стартерного аккумулятора в заряженном состоянии. Выйти из положения можно либо купив более мощный генератор, либо ездить с выключенными фарами или музыкой. В общем, я уже был готов купить более мощный генератор, но из разговора с продавцом узнал о существовании светодиодных дополнительных ходовых огней (ДХО), комплект можно купить и установить самостоятельно. В комплекте ДХО была схема установки, согласно которой ДХО нужно подключать через дополнительный выключатель к цепи габаритных огней. В принципе, это снижает ток потребления, потому что в режиме «габаритные огни» лампы ближнего света фар не включаются, но все равно остается ток на сами габаритные огни, подсветку приборов и т.п., в чем днем нет никакого смысла. К тому же, было желание автоматизировать процесс включения и выключения ДХО, чтобы, как говорится, сделать и забыть об их существовании. Нужно устройство, которое включает ДХО после запуска двигателя, если лампы ближнего (БС) и дальнего (ДС) выключены. И выключает ДХО после остановки двигателя. Принципиальная схема такого устройства, собранная на наиболее простой и доступной элементной базе показана на рисунке 1.

В качестве датчика работы двигателя используется датчик давления масла. Можно было бы и замок зажигания, но тогда ДХО будут включаться при включении зажигания, а не по факту запуска двигателя. А сигнал с датчика положения коленвала потребовал бы дополнительного детектора, так как на его выходе присутствуют импульсы, а не постоянный уровень. Получается что датчик давления масла, оптимален в качестве датчика работы двигателя. Напомню, что датчик давления масла представляет собой подпружиненный герметичный контакт, «кнопка» которого выходит в магистраль масла. Если двигатель не работает, давление в магистрали мало и контакт датчика замкнут на корпус. При работе двигателя давление масла достаточно высокое чтобы «надавить кнопку» датчика, и его контакты размыкаются. На рисунке 1 выделена схема «управляющей платы». Контактами 3 и 1 она подключена к аккумулятору автомобиля. Таким образом, питание на плату поступает даже во время стоянки машины, но когда двигатель не работает, плата ничего не потребляет, и это никак не влияет на аккумулятор. При запуске двигателя контакты датчика давления масла размыкаются и на базу транзистора VT2 через резистор R1 и индикаторную лампу «Масло» поступает напряжение, которое открывает ключ на транзисторах VT2 и VT3. В коллекторной цепи ключа включена обмотка реле К1. Контакты реле подают питание на ДХО, при условии, что ДХО включены заблаговременно выключателем S1. Если будут включены фары ближнего света (БС) или дальнего света (ДС), то через соответствующий диод VD1 или VD2 поступит напряжение через резистор R2 на базу транзистора VT1. Транзистор VT1 откроется и зашунтирует цепь базы транзистора VT2. Напряжение на базе VT2 снизится и ключ на транзисторах VT2 и VT3 закроется. Реле К1 выключит ДХО. Таким образом, при включении фар (кроме габаритных огней) происходит автоматическое выключение ДХО. После выключения двигателя давление масла в его системе падает, и контакты датчика давления масла замыкаются. Напряжение на базе VT2 падает, ключ VT2-VT3 закрывается и реле К1 выключает ДХО. Если ДХО не нужны, их можно отключить выключателем S1. Можно выключатель S1 и не устанавливать, если ДХО выключать вручную не предполагается никогда (S1 был в комплекте ДХО). Реле К1 типа BS-115C-12A-12VDC можно заменить любым аналогом (обмотка на 12V ток контактов не ниже 10А), но это может потребовать доработки печатной платы. Транзисторы KT3102 можно заменить любыми аналогами, например, ВС549, ВС548. Транзистор КТ503 тоже можно заменить любым аналогом, например, ВС337. Монтаж выполнен на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с односторонним расположением печатных дорожек.

Радиоконструктор №6 2015г стр. 38

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021