Автоматический выключатель дополнительных ходовых огней

04.04.21

[Домашняя]

 

В соответствии с Правилами дорожного движения, действующими на территории РФ, во время движения автомобиля днем у него должны быть включены фары. Но фары являются мощным потребителем энергии, дающим большую нагрузку на генератор и аккумулятор, со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями. Поэтому многие автовладельцы устанавливают на свои автомобили так называемые дополнительные ходовые огни (ДХО), в которых источником света служат супер яркие светодиоды. ДХО на светодиодах соответствуют всем требованиям ПДД, и потребляют значительно меньшую мощность. Обычно для включения ДХО устанавливают дополнительную кнопку-выключатель. Существуют и различные способы автоматического включения ДХО. Здесь представлена схема устройства, которое включает ДХО тогда, когда скорость движения автомобиля становится выше некоторого значения, например, выше 10 км/ч, а выключает ДХО только после выключения зажигания автомобиля. Точками подключения схемы являются - выход датчика скорости (есть в автомобилях с электронным спидометром), выход замка зажигания, аккумуляторная батарея, и, собственно, цепь дополнительных ходовых огней (ДХО). Схема на рис.1.

При включении зажигания на схему подается питание. Но ДХО при этом не включаются. С началом движения на схему начинают поступать импульсы от датчика скорости. Каскад на транзисторе VT1 согласует эти импульсы со входом микросхемы А1 LM2917. Микросхема LM2917 является преобразователем частота - напряжение, она предназначается для схем различных тахометров, когда импульсы от датчика частоты вращения нужно преобразовать в напряжение для подачи на схему вольтметра, по шкале которого и определяют частоту вращения. Здесь данная микросхема работает по своему почти прямому назначению, - преобразовывает частоту импульсов с выхода датчика скорости в напряжение на соединенных вместе выводах 5 и 10. Напряжение на этих выводах прямо пропорционально скорости движения автомобиля. На рисунке 2 показана типовая схема включения LM2917 в качестве тахометра.

Дальше работает компаратор на микросхеме A3 К554САЗ. Он измеряет напряжение на соединенных вместе выводах 5 и 10 А1 и сравнивает его с напряжением, подаваемым на его вывод 3 с подстроечного резистора R8. Подстроечным резистором R8 устанавливают скорость, при достижении которой должны включаться ДХО. Если напряжение на соединенных вместе выводах 5 и 10 А1 оказывается выше напряжения на выводе 3 A3, на выходе A3 открывается ключ, который подает ток на обмотку реле К1. У реле К1 есть две группы контактов. Одна группа подключает к аккумулятору цепь ДХО, а вторая самоблокирует реле. В результате, когда скорость снижается ниже предела заданного резистором R8, ДХО остаются включенными, несмотря на то, что выходной ключ микросхемы A3 закрыт. Выключатся ДХО только после того, как будет выключено зажигание, ведь обмотка реле питается от цепи зажигания. В процессе эксплуатации автомобиля напряжение в его бортовой сети меняется как в зависимости от нагрузки, так и от частоты вращения генератора. Конечно, там есть такие стабилизирующие устройства как реле - регулятор, но даже в полностью исправной системе изменения напряжения весьма ощутимы. Чтобы это не влияло на работу схемы напряжение питания на преобразователь частота - напряжение на VT1 и А1, и на резистор R8, которым устанавливается скорость включения ДХО, поступает через стабилизатор на микросхеме А2. Диод VD3 служит для разряда конденсатора СЗ после выключения зажигания. Обмотка реле К1 подключена непосредственно к выходу компаратора A3. У микросхемы К554САЗ выход достаточно мощный, допускающий ток до 30mA, поэтому обмотка данного реле подключена непосредственно. Если будет использовано другое реле с обмоткой потребляющий больший ток, нужно будет подключить реле через промежуточный транзисторный ключ, например, так, как показано на рис.3.

Налаживание сводится к установке резистором R8 скорости, на которой включаются ДХО.

Радиоконструктор №9 2015г стр. 37

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021