Автоматический выключатель фар для "жигулей"

03.04.21

[Домашняя]

 

Изменения в ПДД всегда заставляют автолюбителя понервничать. Вот сейчас нужно ездить с включенными фарами днем и ночью, в городе и по шоссе. В общем, то это несложно, - включать фары каждый перед каждым выездом. Куда сложнее не забыть их выключить. И особенно коварным в смысле последствий такой забывчивости оказываются классические машины «ВАЗ» Вот, например, моя «четверка» (BA3-21043), карбюраторная, ижевского производства. Выключатель фар (выключатель наружного освещения) у нее подключен непосредственно к плюсовой шине цепи аккумулятор - генератор. То есть, если, например, у ВАЗ-2108 или иномарки при выключенном свете и выключенном моторе лампы ближнего и дальнего света гаснут, и остается гореть только цепь габаритных огней, то в «четверке» остаются гореть и главные фары. И если у «восьмерки» в таком состоянии аккумулятор сядет только наутро (разрядка только через габаритные огни), то у «четверки» - уже через 2-3 часа (ток габаритных огней + ток на главные фары) Таким образом, оставив «четверку» на стоянке, забыв выключить фары можно уже через 2-3 часа остаться с разряженным аккумулятором. В принципе, можно просто взять и подключить цепь фар через замок зажигания (или через реле зажигания), но в этом случае фары будут гаснуть каждый раз, когда вы выключаете зажигание. В некоторых случаях это не безопасно. Лучше бы сделать так, чтобы фары гасли не сразу после выключения мотора, а через несколько минут. К тому же, нужно еще и сохранить возможность включения фар при выключенном двигателе, например, в аварийной ситуации. В результате обдумывания данной проблемы возникла схема, показанная на рисунке. В разрыв проводников идущих от выключателя наружного освещения на цепи габаритных огней и дальнего/ближнего света включены контакты двух электромагнитных реле К1 и К2. Эти реле управляются несложной логической схемой на ИМС К561ЛЕ5. Алгоритм работы следующий. Если при выключенном двигателе включить фары, то они включаются беспрепятственно и горят столько сколько надо, пока их не выключить. При включении зажигания фары так же продолжают гореть, но после того как зажигание будет выключено они выключаются через несколько минут. То есть, для запуска автоматики нужно включить и затем выключить двигатель. В дальнейшем, при повтором включении зажигания фары снова включатся. То есть, нет необходимости думать ни о включении, ни о выключении фар, просто выключатель наружного освещения должен быть во включенном состоянии. Но, если при выключенном моторе вы щелкните выключателем наружного освещения, автоматика отключится. Теперь о работе схемы.

При включении фар выключателем наружного освещения при выключенном зажигании двигателя происходит предустановка триггера D1 1-D1 2 в единичное состояние. Предустановка создается импульсом зарядного тока конденсатора С1. Единима с выхода D1 2, поступает на вход D1 3, и на выходе D1 4 тоже будет единица. Транзистор VT1 открывается и реле К1 и К2 включаются, подавая через свои контакты К1 1 и К2 1 напряжение на цепи габаритных огней и главных фар. Если вы будете включать и выключать фары, при выключенном двигателе это будет происходить как обычно, как будто никакой автоматики нет. Когда включено зажигание ситуация меняется. Прежде всего, через замок зажигания происходит зарядка накопительного конденсатора СЗ и через резистор R3 поступает напряжение на вывод 6 D1 2. Триггер D1 1- D1 2 принудительно устанавливается в нулевое состояние и удерживается в этом состоянии. На вывод 8 D1 3 поступает ноль с выхода D1 4. Но на вывод 9 D1 3 поступает единица с конденсатора СЗ. Поэтому на выходе D1 4 единица, транзистор VT1 открыт и реле К1 и К2 включены. Если выключатель наружного освещения включен, то фары загорятся. Здесь тоже, все работает так, как будто нет никакой автоматики. Автоматика начинает работать в момент выключения зажигания двигателя. При выключении зажигания напряжение на выходе замка зажигания падает до нуля. Конденсатор СЗ начинает медленно разряжаться через резистор R4. Как только он разрядится до порога логического нуля на обоих входах D1 3 будут логические нули. На выходе D1 4 тоже установится ноль. Транзистор VT1 закроется и реле К1 и К2 выключат фары и габаритные огни. Время задержки выключения фар и габаритных огней после выключения зажигания зависит от сопротивления резистора R4 и емкости конденсатора СЗ. Изменяя их можно изменять время в широких пределах. Если снова включить зажигание фары включаются автоматически. Чтобы перейти на ручной режим нужно переключить выключатель наружного освещения. Детали. Все диоды КД522, можно использовать любые аналоги. Транзистор КТ817 можно заменить на КТ815. Вместо ИМС К561ЛЕ5 использовать К176ЛЕ5 не желательно. Реле К1 и К2 типа BS115 с обмотками на 6V, поэтому обмотки реле включены последовательно. Можно использовать другие аналогичные реле. Если будут реле с обмотками на 12V, то их обмотки нужно будет включить параллельно. Монтаж сделан объемным способом в корпусе от неисправного блока ЭПХХ. Крупные детали (реле, микросхема, конденсаторы) закреплены в корпусе клеем «Момент». Остальные распаяны на их выводах. Несмотря на такой непрофессиональный вид монтажа, конструкция получилась прочной и надежной. Налаживание заключается только в выборе времени задержки выключения подбором сопротивления R4.

Радиоконструктор №1 2011г стр. 42

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021