Автоматический выключатель ламп стоп-сигнала-2

04.04.21

[Домашняя]

 

Летом в жаркую погоду длительное стояние в пробке под уклон, с постоянной ногой на тормозе приводит к сильному перегреву задних фонарей, ведь лампы стоп-сигналов обычно более мощные, потому что стоп- сигнал должен гореть ярче. А в результате, даже пластмассовый корпус задней фары может оплавиться. Здесь приводится схема автомата, который гасит лампы стоп-сигнала если они горят более 3-4 минут подряд. Схема собрана на самой простой и доступной элементной базе - на микросхеме К561ЛА7 и автомобильном реле с переключающими контактами. Обычно схема стоп-сигнала автомобиля состоит из двух ламп и концевого выключателя, соединенного механически с педалью тормоза. Еще может быть и дополнительный стоп-сигнал, подключенный параллельно основным лампам, но сути дела это не меняет. Схема, показанная на рисунке, получает питание от цепей ламп стоп-сигнала, но на лампы подает напряжение через контакты своего выходного реле К1, которые включены в разрыв провода, идущего от ламп к концевому выключателю SD1, который имеется в машине, и связан механически с педалью тормоза.

Пока педаль тормоза не нажата, питание на схему не поступает, а нормально- замкнутые контакты реле К1 замыкают конденсатор С2. При нажатии на педаль тормоза концевой выключатель SD1 замыкается. Через него поступает питание на схему. Цепь R2-C1 сразу же устанавливает RS-триггер на элементах D1.1 и D1J2 в состояние логической единицы на выходе элемента D1.2. Напряжение с выхода D1.2 поступает на базу транзистора VT1. Он открывается и открывает VT2. Через VT2 поступает ток на реле К1, его контакты переключаются. При этом, они перестают замыкать конденсатор С2, и подают питание на лампы стоп-сигнала Н1 и Н2, имеющиеся в автомобиле. Зажигается стоп-сигнал. И начинает заряжаться конденсатор С2. Если педаль тормоза отпустить, питание от схемы отключается. Реле К1 выключается и его контакты переходят в нормальное состояние, в котором лампы стоп-сигнала выключены, а конденсатор С2 замкнут. Если педаль тормоза удерживается нажатой длительное время, то конденсатор С2 постепенно заряжается через резистор R3. Примерно через 3-4 минуты он зарядится на столько, что напряжение на резисторе R3 будет соответствовать логическому нулю. Это переключит RS- триггер D1.1-D1.2 в состояние логического нуля на выходе элемента D1.2. Транзисторы VT1 и VT2 закроются и реле К1 вернет свои контакты в нормальное состояние. При этом, стоп-сигналы гаснут, а конденсатор С2 разряжается через контакты реле. Зацикливания не происходит потому что RS-триггер D1.1-D1.2 находится в установившемся состоянии. Чтобы стоп-сигналы зажглись снова нужно отпустить и нажать педаль тормоза. При отпускании педали конденсатор С1 разряжается через цепь VD1-R1, и при нажатии педали, он своим зарядным током формирует импульс, который устанавливает RS-триггер в состояние единицы на выходе D1.2. Таким образом, если педаль тормоза находится в нажатом состоянии менее времени в 3-4 минуты, которое требуется на зарядку конденсатора С2, то схема никак себя не проявляет внешне, - стол- сигнал работает как обычно. Но, при продолжительном нажатии педали тормоза, дольше времени, необходимого на зарядку С2, лампы стоп-сигнала по прошествии этого времени выключаются. Схему можно сделать на любой микросхеме серии К561, К176 или CD40, у которой есть не менее двух логических элементов «И-НЕ» При этом, если логические элементы 3-х или 4-х входовые, лишние входы каждого логического элемента нужно соединить с выводом 14 микросхемы. Все конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16V. Особое внимание следует уделить выбору конденсатора С2. Это должен быть хороший конденсатор с очень малым током утечки. Использовать на его месте «б/у» конденсатор, выпаянный откуда-то крайне не желательно. Если ток утечки С2 будет слишком велик, схема не сможет работать, так как конденсатор не сможет зарядиться до нужного напряжения через R3. Можно конденсатор С2 выбрать существенно меньшей емкости, пропорционально увеличив сопротивление R3. Например, при емкости С2 47 мкФ сопротивление R3 нужно увеличить до 4,3 М. Реле К1 - стандартное автомобильное 5- контактное, по ВАЗовской классификации - 90.3747. Такое реле можно купить в любом магазине автозапчастей. Схема должна быть помещена во влагозащищенном корпусе. Особенно нужно уделить внимание защите от влаги R3 и С2, например, покрыть их толстым слоем парафина.

Радиоконструктор №11 2016г стр. 18

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021