Автомобильные сигнализаторы

02.04.21

[Домашняя]

 

Многие современные автомобили снабжены рычажными переключателями поворотов, которые при обратном развороте рулевого колеса возвращаются в исходное состояние автоматически, но этот возвратный механизм не надежен и через несколько лет эксплуатации, а часто и в течении года, он приходит в негодность. А привычка не выключать "поворотники", надеясь на автоматический выключатель остается. В результате выполнив поворот автомобиль может довольно долго двигаться прямолинейно с мигающими поворотными сигналами вводя в заблуждение других участников движения,  прежде чем водитель заметит тусклую (особенно в яркий солнечный день) мигающую лампочку на приборной панели. Для того чтобы лампочка стала заметнее желательно дополнить её негромким звуковым сигнализатором, который будет её дублировать.

Проще всего собрать генератор импульсов на двух транзисторах (см. рисунок), нагруженный на электромагнитный звукоизлучатель. И подключить питание этого генератора параллельно сигнальной лампочки "поворотников" комбинации приборов. Частота генерации (тон звука) зависит от емкости С1, вернее от параметров RC-цепи R1C1, но от R1 еще зависит и громкость звучания. Звукоизлучатель ТМ-47 можно заменить на ТМ-2М, ТК-47, ТОН, и другие сопротивлением 40-1600 Ом. Никакая настройка генератору не требуется. Нужно только установить тон звука (С1).

На рисунке показана схема очень простого звукового генератора, потребляющего незначительный ток, и работающего в широком диапазоне питающих напряжений (3,5..36 В). Он построен по схеме звонка, применяемого в недорогих телефонах-трубках. Пьезоизлучатель одновременно выполняет роль и выходного устройства генератора и резонансного элемента в его цели положительной обратной связи. Генератор на VT1 генерирует на резонансной частоте пьеэокерамического излучателя Q1. В результате получается . максимальная громкость звука при небольшом потребляемом токе. Сигнализатор подключается параллельно сигнальной лампе с соблюдением полярности. Если лампа питается переменным током нужно в разрыв провода питания, идущего к эмиттеру VT1 включить диод типа КД102, КД105, анодом к эмиттеру, а катодом к цепи питания. В качестве звукоизлучателя используется пьезокерамический звукоиэлучатель с тремя выводами от импортной телефона-трубки. В процессе настройки нужно подобрать номинал R2 таким чтобы обеспечивалась устойчивая генерация, но как показывает практика, в большинстве случаев генератор работает сразу после первого включения, без какой-либо настройки.

Ещё один сигнализатор. В связи с этим, думаю, что схема простого звукового дублера для автомобильной сигнальной лампочки, выполненного все на одном двухбазовом транзисторе может иметь интерес. Схема показана на рисунке. Это простой импульсный генератор на двухбазовом транзисторе. Частота импульсов, которые вырабатывает генератор зависит от параметров цепи R2 С1, а громкость звучания от резистора R1. В качестве звукоизлучателя можно использовать любой динамический или электромагнитный излучатель с сопротивлением звуковой катушки 8... 40 Ом, например динамик от карманного приемника, или капсюль от телефонного аппарата. Такой сигнализатор, но с другим тоном звука можно подключить и, например к контрольной лампе давления масла в системе двигателя, или лампе контроля уровня тормозной жидкости. Возможны и другие применения такого звукового генератора, не связанные с автомобилем. Напряжение питания генератора может быть в пределах 3...30 В, при этом соответственно изменяется громкость звука. Схему генератора можно спаять непосредственно в корпусе звукоизлучателя, особенно если это крупный звукоизлучатель типа ТК-47 или ТОН. Готовый сигнализатор можно расположить в удобном месте под приборной панелью или комбинацией приборов, а подключить его параллельно сигнальной лампе при помощи монтажных проводов, при этом надо не перепутать полярность подключения.

Ниже приводится ещё одного универсального сигнализатора. Кроме того, владельцам автомобилей типа ВАЗ-08-099 желательно иметь звуковой индикатор включения заднего хода, потому что коробка передач этих автомобилей сделана таким образом, что передача заднего хода и первая передача включаются почти одинаково, и часто, особенно если машина не новая и первая передача включается затруднительно, можно ошибочно включить "реверс" и стартовать с перекрестка задним ходом, навстречу сзади стоящему автомобилю. Данное устройство синтезирует два звуковых сигнала, отличающихся разной частотой прерывания сигнала высокого тона. При включении "поворотов" частота прерывания равна частоте мигания лампочек поворотов, а при включении заднего хода частота прерывания значительно выше. Принципиальная схема показана на рисунке. Основной мультивибратор, вырабатывающий импульсы частотой 600-1000 Гц построен на элементах D1.1 и D1.2. Сигнал с его выхода поступает на транзисторный ключ VT1, в коллекторной цепи которого включен электромагнитный звукоизлучатель. Управляется мультивибратор транзистором VT1 и диодом VD1. Аноды диодов VD1 и VD2 подключены к лампам поворотов. При включении поворота один из этих диодов открывается (если включена аварийная сигнализация — оба) и напряжение,   поступающее   на   эти   лампы. поступает на базу VT1. В результате он открывается и на его коллекторе устанавливается напряжение логического нуля. Этот нуль поступает на вывод 1 D1.1 и мультивибратор запускается. Звукоизлучатель В1 будет излучать прерывистый сигнал с частотой мигания поворотных ламп. При включении заднего хода у автомобиля зажигаются задние лампы-указатели движения задним ходом. Напряжение с этих ламп поступает на анод VD3 и диод открывается. Напряжение на коллекторе VT2 падает до нуля и запускается мультивибратор на D1.3 и D1.4. Он вырабатывает импульсы частотой 0,2-0,3 Гц, которые периодически открывают диод VD4 и таким образом запускают мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2. Звукоизлучатель ЕР1 может быть любого тепа, электромагнитный ТМ-2М, ТОН, ТК-47, или малогабаритный динамик. Сопротивление звуковой катушки может быть от 2000 до 8 Ом. Громкость звучания можно установить подбором сопротивления R10. Тон звука — подбором R8, а частоту прерывания при включении заднего хода — R9.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021