Автомобильный блок питания

04.04.21

[Домашняя]

 

Сейчас есть очень много видов и типов мобильных, портативных, карманных электронных устройств, которые питаются либо от аккумулятора, либо от гальвани­ческих элементов. При пользовании ими в автомобиле большой соблазн питать их от автомобильной бортовой сети, чтобы не разряжать миниатюрные аккумуляторы или гальванические элементы. Но бортовая сеть легкового автомобиля с номинальным 13V, и доступ к ней из салона обычно есть только через разъем прикуривателя. Необходимо сделать дополнительный блок питания, вернее, блок стабилизаторов напряжения, установить на любое свободное место в приборной панели и пользоваться. Но мобильные устройства питаются разными напряжениями, наиболее «популярные» величины - 1,5V, 3V, 5V и 9V. Значит, нужен регулируемый стабилизатор, а еще лучше сделать, так что бы все напряжения можно было снимать одновременно, - тогда можно подключить несколько разных устройств. На рисунке 1 показана схема блока питания, отвечающего вышеизложенным требованиям.

Не стану спорить, - возможно, все можно было бы сделать на разных интегральных стабилизаторах на необходимое напряжение. Но, увы, как часто бывает, - делаем из того что есть в наличии. Интегральные стабилизаторы у меня были только 5-вольтовые, поэтому на 1,5V и 3V пришлось собрать на «россыпи», а на 9V «подшаманить» с 5-вольтовой ИМС. Вход желательно подключить не к прикуривателю, а непосредственно к клеммам аккумулятора, - пропустите под капот два дополнительных провода. Это конечно трудоемко, но помех от систем автомобиля по питанию точно не будет. А вот при подключении в другом месте, - не всегда так все хорошо. Даже параллельно магнитоле могут быть помехи по питанию от самой магнитолы (все же УНЧ у неё мощный, ток берет значительный). Дроссель L1 дополнительно снижает помехи по питанию. Он намотан на ферритовом кольце внешним диаметром около 20 мм. Намотка проводом ПЭВ 0,43 в навал, до заполнения. Конденсатор С1 сглаживает пульсации, импульсы по цепи питания. Стабилизатор напряжения 1,5V сделан на транзисторах VT1 и VT2. Полевой транзистор в таком включении работает как стабилизатор тока, а не напряжения. Схема из VT2 и R1 представляет собой стабилизатор тока через R1. Именно поэтому напряжение на R1 сильно зависит от его сопротивления, и при неизменном сопротивлении R1 поддерживается стабильным (так как ток через R1 стабилен). Это напряжение усиливается по току эмиттерным повторителем на VT1. Точно выходное напряжение устанавливают подбором сопротивления R1. Стабилизатор напряжения 3V сделан по точно такой же схеме, но резистор (R3) подобран так чтобы на выходе было 3V. Стабилизаторы напряжений 5V и 9V можно сделать и по точно таким же схемам (разница только в противлении резистора между полевым транзистором и общим минусом), но у меня были в нали­чии ИМС 7805, так что в дело пошли они. Пятивольтовый стабилизатор - типовое включение ИМС 7805. Девятивольтовый стабилизатор тоже на 7805, но со смещением на 4V, полученным с помощью параметрического стабилизатора, составленного из резистора R4 и светодиодов HL1 и HL2. На схеме у них подписано номинальное прямое напряжение падения. Именно этот параметр важен, а не цвет, яркость. Я использовал красный (1,7V) и зеленый (2,3V) светодиоды, которые продавались как «аналоги АЛ307». Точно марка их мне не известна, но указанные напряжения 1,7V и 2,3V как раз соответствуют красному и зеленому светодиодам АЛ307. По выходным токам - теоретически до 1А, но с учетом таких факторов как повышенная температура и использование малогабаритных радиаторов - не более 0,ЗА. Этого вполне достаточно для питания «карманной» техники. Схема собрана на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита.

Радиоконструктор №9 2013г стр. 36

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021