Автомобильный сигнал в два голоса

03.04.21

[Домашняя]

 

Известно, что человеческое ухо более восприимчиво к звуковым колебаниям переменной частоты. В простейшем варианте разноголосье в автомобиле можно получить, подключив звуковые сигналы через дополнительное реле. Очередность подключения то одного, то другого сигнала приведет к звуку, похожему на сирену. Звуковые сигналы автомобиля имеют винт для настройки частоты колебаний мембраны, поэтому "свой" автомобиль можно сделать всегда узнаваемым в разноголосье автомобильных сирен. Принципиальная схема показана на рисунке.

Для обеспечения стабильных выходных импульсов генератора, собранного на элементах DD1.1, DD1.2, питание микросхемы стабилизировано DA1, так как при работе схемы напряжение будет колебаться. В зависимости от применяемого реле и звуковых сигналов введен резистор частоты настройки генератора R2. Потребление схемы в режиме ожидания минимально - до 10 мА, что не опасно для АКБ автомобиля. В этом режиме сохраняется работа генератора, а звуковые сигналы подключаются лишь при нажатии кнопки звукового сигнала SB1. Если схему предполагается использовать для звуковой сигнализации, то контакты включения реле звуковой сигнализации подключают параллельно SB1.

Детали. Следует отметить, что через SB1 течет значительный ток, поэтому SB1 и контакты реле К1 должны выдерживать минимум 10 А. При необходимости DD1 вместо К561ЛА7 можно использовать К561ЛН2 (но у нее другая последовательность выводов); DA1 - любая микросхема с напряжением стабилизации 5...6 В; реле К1 типа ТКЕ53ПД. Конденсаторы C1, C2, СЗ должны работать в широком диапазоне температур. Наладку начинают с проверки частоты генератора - она должна регулироваться в пределах 0,5...5,5 Гц. Для этого в крайних положениях движка R2 подбирают R1. Подключают схему к АКБ и звуковым сигналам, а с помощью R2 добиваются индивидуальности звучания, при этом может понадобиться регулировка клаксонов. Проводник, идущий от SB1 к звуковым сигналам, должен выдерживать ток 10 А.

Электрик №2 2004г стр. 12

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021