Автомобильный сигнализатор (Можно ехать)

04.04.21

[Домашняя]

 

В зимнее время, перед началом движения двигатель автомобиля нужно прогревать. При этом главный вопрос - сколько? Каждый решает его по-своему. Кто-то выделяет на это некоторое время, кто-то ждет пока из печки не пойдет теплый воздух, кто-то пытается определить степень прогрева по стрелочному термометру на приборной панели. Все эти способы весьма, относительны, и совсем не точны. За одно и то же время при разной температуре воздуха двигатель прогревается по-разному. Теплый воздух из печки тоже весьма относительное понятие. А стрелочные индикаторы температуры антифриза обычно малоинформативны. Причем степень реально необходимого прогрева зависит от конкретного автомобиля. Путем экспериментов я определил, что двигатель моего автомобиля «оживает» при температуре 40°С. Первое время температуру я определял по смартфону с программой «Сканмастер», подключенному к диагностическому разъему автомобиля через ELM327 адаптер. Но потом решил сделать индикатор с одним красным светодиодом на выходе, который будет гаснуть, как только температура антифриза достигнет желаемых 40°С (или другого значения, что зависит от настройки индикатора). В большинстве автомобилей стрелочный индикатор температуры подключен к терморезистору, установленному на двигателе. Терморезистор этот обычно одним выводом связан с «железом» мотора, то есть, с общим минусом. А другой вывод со схемой индикатора образует своеобразный делитель напряжения. То есть, температуру двигателя можно определять по напряжению на датчике температуры. Причем, чем выше температура, тем ниже будет это напряжение. На рисунке показана схема индикатора, построенного на микросхеме К561ЛН2.

В этой микросхеме шесть инверторов. Используется только четыре. На инверторах D1.1 и D1.2 сделан триггер Шмитта. На его вход через подстроечный резистор R1 поступает напряжение с датчика индикатора температуры. Этим резистором настраивают схему так, чтобы переключение триггера Шмитта в нулевое состояние происходило при необходимой температуре двигателя. Пока двигатель холодный напряжение на входе триггера Шмитта выше порогового значения. Поэтому транзистор VT1 открыт и горит красный светодиод HL1, сигнализируя этим, что двигатель еще холодный. Как только напряжение на входе триггера Шмитта опускается до порогового значения, на выходе D1.4 устанавливается логический ноль. И светодиод гаснет, сигнализируя этим, что двигатель достиг температуры, при которой уже можно ехать. Налаживать схему удобнее всего наблюдая за температурой с помощью смартфона с программой «Сканмастер», подключенного к диагностическому разъему автомобиля через ELM327 адаптер.

Радиоконструктор №12 2016г стр. 33

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021