Автомобильный сигнализатор-2

03.04.21

[Домашняя]

 

Больших неприятностей может доставить вовремя не замеченное падение давления масла в двигателе или прекращение заряда аккумулятора. В большинстве отечественных автомобилей эти параметры контролируются при помощи сигнальных ламп, расположенных на приборной панели автомобиля. К сожалению, это не всегда надежно. Контрольные лампы, - это обычные лапочки накаливания, которые могут перегореть, к тому же, при езде днем в солнечную погоду, или, будучи сильно увлеченным наблюдением за дорожной обстановкой, водитель может и не заметить зажигания контрольной лампы. Обрыв ремня привода генератора может привести к очень быстрой разрядке аккумулятора, но и более тяжким последствиям, если от этого же ремня приводится и водяной насос. Еще к большим неприятностям может привести продолжительная работа двигателя с неисправным масляным насосом, при котором система смазки двигателя перестает функционировать. Во многих современных автомобилях есть звуковой сигнализатор, который дублирует зажигание контрольных ламп, индицирующих о серьезных неисправностях. А вот владелец старого автомобиля может оснастить свою машину самодельным звуковым сигнализатором, например, таким, схема которого показана на рисунке в этой статье.

Сигнализатор питается с выхода замка зажигания, поэтому он включается одновременно с включением зажигания. Если напряжение питания сигнализатора опускается ниже 11V, с задержкой в 30-40 секунд раздается прерывистый звуковой сигнал. При падении давления масла в системе с задержкой в 30-40 секунд включается непрерывный звуковой сигнал. 30-40 секундная задержка необходима для того чтобы сигнализатор не реагировал на низкое давление масла и низкое напряжение в то время, когда машину заводят (стартер берет большой ток и понижает напряжение, а из-за невысокой скорости вращения во время пуска давление масла ещё низкое). Датчиком контроля уровня напряжения является схема на логическом элементе D1.1. Микросхема D1 питается напряжением 5V через стабилизатор на микросхеме А1. Поэтому при изменениях напряжения в бортовой сети автомобиля напряжение питания микросхемы не меняется. Но меняется напряжение на входе стабилизатора. Это напряжение через делитель R1-R2 поступает на соединенные вместе входы элемента D1.1. Каждый логический элемент имеет определенный порог переключения между логическими уровнями. Подстроечным резистором R2 устанавливают такое соотношение плеч делителя R1-R2, при котором все напряжение выше 11V находится в зоне логической единицы, a 11V и ниже - в зоне логического нуля. У логических элементов микросхемы К561ЛА7 есть определенный разброс по параметрам порогового напряжения, поэтому, в процессе налаживания, подстроечным резистором R2 настраивают делитель на пороговый уровень индивидуально, для каждого конкретного экземпляра микросхемы. Конденсатор С1 служит для защиты от срабатывания от помех или других быстроизменяющихся процессов, которые могут быть в автомобильной борт-сети. Звуковая сигнализация осуществляется с помощью двух мультивибраторов D2.1-D2.2 и D2.3-D2.4. Первый мультивибратор работает на частоте около 2 Гц. Он служит для прерывания работы второго мультивибратора, работающего на частоте 1,5 кГц. Пьезоэлектрический звукоизлучатель BF1 подключен между выходами элементов мультивибратора. Такая схема включения позволяет получить на нем наибольший размах напряжения (как при мостовой схеме УНЧ). При напряжении в борт-сети более 11V на выходе D1.1 - логический ноль, при напряжении меньше 11V - единица. Поэтому, когда напряжение более 11V конденсатор С4 разряжен цепью R4-VD1 и на нем напряжение логического нуля. Это напряжение поступает на вывод 2 D2.1 и блокирует мультивибратор D2.1-D2.2 в положении с логическим нулем на выходе D2.2. А этот нуль, в свою очередь, блокирует второй мультивибратор. Поэтому звучание отсутствует. Если напряжение борт-сети опускается ниже 11V, то на выходе D1.1 появляется логическая единица. Начинается заряд С4 через R3, и примерно через 30-40 секунд на С4 напряжение достигает уровня логической единицы. Мультивибратор D2.1-D2.2 запускается, и начинает периодически запускать мультивибратор D2.3-D2.4. BF1 издает прерывистый звук. Как только напряжение приходит в норму конденсатор С4 быстро разряжается через VD1 и R4 и сигнализация прекращается. За давлением масла следит датчик на диоде VD2. В большинстве автомобилей датчик недостаточного давления масла представляет собой контакт, который замыкается на общий минус, когда давление масла в системе падает на столько, что не может противодействовать его пружине, нажимающей контакт. Когда происходит это замыкание, включается лампочка на приборной панели. Катод диода VD2 подключен к этой лампочке (или к самому датчику). Когда давление масла нормальное контакты датчика разомкнуты и на соединенных вместе входах D1.2 присутствует логическая единица. Если давление масла понижено, то контакты датчика замыкаются и диод VD2 открывается, а напряжение на входах D1.2 падает до логического нуля. При нормальном давлении масла на выходе D1.2 - логический ноль. Конденсатор С6 разряжен через R7 и VD3. На выходе D1.3 - единица, поэтому на вывод 6 D2.2 также поступает единица. Что никак не влияет на работу данного мультивибратора. Если датчик давления масла замыкается, то на выходе D1.2 появляется логическая единица. Конденсатор С6 начинает заряжаться через R6, и примерно через 30-40 секунд напряжение на нем поднимается до уровня логической единицы. На выходе D1.3 - ноль. Этот ноль не может запустить мультивибратор D2.1-D2.2, но может изменить логический уровень на выходе D2.2. Поэтому на выходе D2.2 появляется единица, которая запускает мультивибратор D2.3-D2.4. Раздается непрерывный звук. Как только давление масла повышается, так что контакты датчика размыкаются, конденсатор С6 быстро разряжается через VD3 и R7 и сигнализация прекращается. Серьезного налаживания требует только датчик напряжения. Собранное и поверенное устройство нужно подключить к лабораторному источнику питания, напряжение, на выходе которого можно регулировать от 9 до 15V. Конденсатор С4 нужно временно отключить. Плавно изменяя напряжение на выходе лабораторного блока питания, от которого питается данная схема, нужно подстраивать резистор R2, и найти его такое положение, в котором при напряжении 11V и ниже сигнализатор звучит, а при напряжении более 11V не звучит. Подстроечный резистор R2 желательно использовать многооборотный. По окончании настройки конденсатор С4 подключить. Если нужно сделать так, чтобы ограничивалось максимальное время звучания, например, одной минутой, можно дополнить схему RC-цепью R10-C9, показанной на рисунке 2.

Радиоконструктор №5 2011г стр. 36

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021