Автомобильный сигнализатор

03.04.21

[Домашняя]

 

Одним из многочисленных недостатков автомобилей марки «Москвич- 2141» является неудобное расположение приборной панели относительно рулевого колеса. При котором, при правильной посадке водителя нормального роста (160 см), верхняя часть приборной панели, на которой расположены почти все сигнальные лампочки, оказывается закрытой рулевым колесом. Поэтому, можно не заметить разрядку батареи, снижение давления масла и др. Уверен, и многие другие отечественные автомо­били страдают таким же недостатком. На страницах различных радиолюбительских журналов, в том числе и «Радиоконструктора», публиковались устройства дублирующие звуком световую сигнализацию, но в большинстве его относительно сложные схемы, требующие изготовления печатной платы и хождения по магазинам за радиодеталями. К тому же, звучание у них однообразное. Хочу предложить проверенную схему сигнального устройства, которую можно установить практически на любой автомобиль. Схема показана на рисунке.

В качестве сигнализатора используется печатная плата от китайского кварцевого будильника. При подаче на нее литания 1,3-1,8V, расположенный на ней звукоизлучатель издает прерывистые звуки (как звучит будильник). Источником питания служит светодиод HL1 (на АЛ307 падает примерно 1,6V). Светодиод через резистор R1 подключен к выходу замка зажигания (так, чтобы при выключении зажигания питание от него отключалось). В большинстве отечественных автомобилей для включения индикаторных ламп используются контактные датчики, которые, например, такие как датчик давления масла, подключают лампочку на корпус (на «массу»), и такие, которые подключают лампочку на плюс бортсети (например, датчик тормоза). В этой схеме могут работать и те и другие. Датчики, подключающие лампочки на «массу» - S4-S4. Когда они замыкаются, открывается соответствующий диод VD4 VD6 и через него поступает питание на сигнализатор, и включение индикаторной лампы сопровождается звучанием сигнализатора. Датчики S1-S4 подключают лампочки на плюс бортсети. При их замыканиях откры­ваются диоды VD1-VD3 (или один из этих диодов). Это приводит к подаче открывающего напряжения на базу транзисторного ключа VT1, в коллекторной цепи которого включена плата будильника. Транзистор открывается и сигнализатор звучит. Транзистор здесь выполняет роль инвертора. Поскольку, используется плата от будильника, то и звучит сигнализатор как будильник, то есть, в первое время после включения лампочки звучат негромкие короткие сигналы, а потом все чаще, громче и с переливами. Всю схему легко смонтировать объемным способом на тыльной части приборной панели, или сделать ее в отдельном корпусе и расположить в удобном месте. На схеме условно показаны по три датчика разных типов. В конкретном автомобиле их может быть другое число. Если все датчики замыкаются на массу, - каскад на VT1 можно исключить. В первый момент после включения зажигания сигнализатор звучит, пока не будет запущен двигатель (горит лампочка давления масла). Это его единственный недостаток, но на это можно не обращать внимании, так как в первые секунды после включения питания звонок будильника работает тихо. Никакого налаживания не требуется.

Радиоконструктор №7 2009г стр. 39

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021