Блок управления дневными ходовыми огнями

04.04.21

[Домашняя]

 

Закон, требующий движения с ближним светом фар на автомобиле в светлое время суток существует уже давно, но некоторые водители иногда забывают включить фары, либо выключить их при постановке машину на стоянку. Для езды в дневное время допускается использовать вместо основных фар дневные ходовые огни (ДХО) или передние противотуманные фары. Но и это не исключает вероятности забыть их включить или выключить. На рисунке показана очень простая схема блока управления ДХО или ближним светом, «противотуманками» (зависит от подключения контактов реле К1).

Достоинством данной схемы является то, что в ней имеется так называемая функция «провожу домой», которая удерживает свет включенным в течение 2- 3 минут после остановки двигателя. Эта функция удобна в том случае, когда автомобиль оставляют ночью на неосвещенной стоянке, - горящие фары будут освещать вам дорогу домой. Кроме того, есть функция задержки включения света при пуске двигателя на 15-20 секунд, а так же, выключения света при работающем стартере. В качестве датчика работающего двигателя используется датчик давления масла «на лампочку», который есть в любом автомобиле, и служит для индикации нормального давления масла. Датчик давления масла обычно представляет собой выключатель, замыкающий единственный контакт на «массу» если давление масла мало. Поскольку маслянный насос автомобильного двигателя механически связан с его коленвалом, то он работает только тогда, когда работает двигатель. Если двигатель исправен, при его работе давление масла достаточное и контакты датчика разомкнуты, а при неработающем двигателе - замкнуты. В качестве датчика работающего стартера используется контакт тягового реле стартера, на который подается напряжение при работе стартера. Этот контакт находится в относительно легко доступном месте, и подключить к нему провод легче, чем к соответствующему контакту замка зажигания (имеется в виду автомобиль ВАЗ-2114). В другом случае, если доступ к тяговому реле затруднен конструкцией автомобиля, можно в качестве датчика работы стартера исполь­зовать контакт замка зажигания, на который поступает напряжение при работе стартера. Основу схемы составляет микросхема CD4001 (аналог К561ЛЕ5), данная микросхема удобна тем, что содержит логические элементы с входным сопротивлением, стремящимся к бесконечности. Это позволяет ей работать с RC-цепями состоящими из больших емкостей и сопротивлений. К тому же, это весьма доступная и дешевая микросхема (в некоторых магазинах цена бывает ниже 5 рублей). В состоянии выключенного двигателя (машина уже давно на стоянке) на входах элемента D1.1 низкий логический уровень. На выходе D1.4 - то же самое. Транзистор VT1 закрыт, контакты реле К1 выключены. Соответственно, ДХО, фары или «противотуманки» выключены. При включении двигателя после стоянки начинает работать стартер и давление масла увеличивается. Конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R1 и диод VD1. Если двигатель был успешно пущен, напряжение на С1 постепенно, за 15-20 секунд поднимается до порога логической единицы. После этого на выходе D1.4 устанавливается напряжение высокого логического уровня. Транзистор VT1 открывается и реле К1 включает ДХО, фары или «противотуманки». В том случае, когда двигатель сразу не запускается и требуется длительная и повторяющаяся работа стартера (пуск замерзшего двигателя) конденсатор С1 может зарядиться до логической единицы и до успешного пуска двигателя. Чтобы в такой ситуации ДХО, фары или «противотуманки» не включились, напряжение высокого уровня от контакта тягового реле поступает на вывод 13 D1.4 и принудительно удерживает его в состоянии логического нуля на выходе. После остановки двигателя давление масла в его системе смазки падает и датчик давления масла замыкается. Начинается разрядка конденсатора С1 через резистор R2. Через 2-3 минуты напряжение на С1 снизится до порога низкого логического уровня. На выходе D1.4 установится низкое напряжение, и ключ на VT1 закроется. Реле К1 выключит ДХО, фары или «противотуанки». При покупке радиодеталей особое внимание нужно уделить конденсатору С1, это должен быть качественный конденсатор, не бывший в употреблении и не просроченный, так как С1 должен быть с минимальным током утечки. В противном случае схема будет не работать если ток утечки С1 окажется сопоставим с током через резистор R2 или более его. В качестве К1 можно использовать любое реле с обмоткой на 12V сопротивлением не ниже 100 Ом, контакты которого достаточной мощности. Схема собрана на основе готового комплекта из пластмассового корпуса и макетной печатной платы.

Радиоконструктор №10 2014г стр. 40

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021