Блок управления дополнительным стоп-сигналом-2

04.04.21

[Домашняя]

 

Почти у каждого легкового автомобиля есть дополнительный стоп-сигнал. Это либо дополнительно установленный фонарь за задним стеклом, либо фонарь, установленный в специальное место в задней части кузова автомобиля. Обычно в нем просто ряд ламп накаливания или светодиодов, подключенных параллельно лампам стоп-сигнала в задних фонарях. Работает он просто, - когда педаль тормоза нажата, - горит, когда не нажата, - не горит. Эта схема вносит некоторое разнообразие в работу дополнительного стоп- сигнала. Если педаль тормоза удерживать непродолжительно, то все работает как обычно, нажали, - горит, отпустили, - гаснет. Но если педаль удерживают нажатой продолжительно, более 4-5 секунд, то лампы или светодиоды дополнительного стоп-сигнала, расположенные в ряд, начинают мигать, переключаясь между соседними. Поясню, допустим дополнительный стоп-сигнал представляет собой фонарь, в котором горизонтально в линию расположены шесть ламп или светодиодов. Нужно разделить их на две группы по три лампы, так чтобы лампы разных групп чередовались в ряду. Теперь если эти группы по три лампы переключать с частотой около 1,5 - 2 Гц появится зрительное ощущение что они куда-то движутся. Вот такой интересный зрительный эффект, и достигнут таким простым способом. Принципиальная схема блока управления показана на следующем рисунке.

Эта схема рассчитана на работу с дополнительным стоп-сигналом с светодиодными лампами. Именно, «светодиодными лампами» на напряжение 12V. Такие лампы представляют собой узел, состоящий из сверх яркого светодиода и ограничивающей ток через него схемы, поэтому «светодиодной лампочке» токоограничительный резистор не требуется. Если же использовать просто сверхяркие светодиоды, то нужно будет дополнить схему токоограничительными резисторами, рассчитанными на номинальный ток используемых светодиодов. По питанию схема подключена параллельно основным стоп-сигналам. То есть, питание на неё поступает только когда нажата педаль тормоза. И так, при нажатии педали тормоза на схему поступает питание. До подачи питания конденсатор С1 был разряжен через прямое сопротивление диода VD1 и сопротивление ламп основного стоп-сигнала. Теперь, он медленно заряжается через резистор R1. Но пока еще не зарядился напряжение на нем соответствует логическому нулю. Оно поступает на выводы 9 и 12 элементов D1.3 и D1.4. На выходах этих элементов устанавливаются логические единицы. Полевые транзисторы VT1 и VT2 открываются и ток поступает на все «светодиодные лампочки» HL1-HL6 дополнительного стоп-сигнала. Он светится полностью. Если педаль отпустить все «светодиодные лампочки» погаснут, а конденсатор С1 разрядится через прямое сопротивление диода VD1 и сопротивление ламп основного стоп-сигнала. При следующем нажатии педали, - опять загораются все «светодиодные лампочки». Так схема работает при кратковременных нажатиях педали тормоза. Но если педаль тормоза удерживается нажатой продолжительное время, конденсатор С1 успевает зарядиться через резистор R1 до напряжения логической единицы. Это напряжение поступает на выводы 9 и 12 элементов D1.3 и D1.4. Теперь состояние выходов этих элементов будет зависеть от логических уровней на их выводах 8 и 13, соответственно. На эти выводы поступают противофазные импульсы с мультивибратора на элементах D1.1 и D1.2. Частота этих импульсов зависит от цепи C2-R2 и при указанных на схеме параметрах этой цепи получается около 1,5-2 Гц. Эти импульсы, противофазные, поступают на выводы 8 и 13 D1.3 и D1.4, соответственно, поэтому на выходах этих элементов попеременно появляются логические единицы. Транзисторы VT1 и VT2 так же попеременно открываются, что приводит к поочередному миганию групп «светодиодных лампочек» HL1, HL3, HL5 и HL2, HL4, HL6. Частоту мигания можно изменить подбором параметров С2 и R2. Время удержания педали нажатой, после которого начинается мигание можно изменить подбором параметров R1 и С1. При отсутствии полевых транзисторов можно выходы сделать на электромагнитных реле, подключив их обмотки через промежуточные на биполярных транзисторах типа КТ503 или других.

Радиоконструктор №4 2018г стр. 39

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021