Блок управления фонарями дополнительного стоп-сигнала

04.04.21

[Домашняя]

 

По мнению некоторых специалистов мигающий дополнительный стоп-сигнал может сократить число аварий, потому что быстрее привлекает внимание водителей едущих сзади автомобилей. В то же время, постоянное мигание фонарей дополнительного стоп-сигнала, когда вы стоите в «пробке» может вызывать раз­дражение и нервозность сзади стоящих, особенно в темное время суток. Здесь приведена очень простая схема устройства, которое при установке в автомобиль обеспечивает следующий алгоритм работы дополнительного стоп- сигнала (ДСС):

-           если при управлении автомобилем нажать на педаль тормоза, фонарь дополнительного стоп-сигнала воспроизведет несколько вспышек, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей, а потом перейдет на непрерывное горение.

-           если после очередного отпускания педали тормоза нажать её раньше чем через 30-40 секунд, фонарь дополнительного стоп-сигнала сработает без вспышек, сразу переходя на непрерывное горение.

- если после очередного отпускания педали тормоза нажать по прошествии 30- 40 секунд, фонарь дополнительного стоп- сигнала воспроизведет несколько вспы­шек, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей, а потом перейдет на непрерывное горение.

Принципиальная схема блока управления показана на рисунке 1.

Схема выполнена на одной популярной и доступной микросхеме - CD4001 или её отечественном аналоге К561ЛЕ5. В схеме автомобиля блок подключается к четырем точкам:

-           общий минус (масса),

- положительная клемма аккумулятора (+АКК) или к любому проводу, соединенному с положительной клеммой аккумулятора.

-           основные стоп-сигналы (СТОП).

-           дополнительные стоп-сигналы (ДСС).

Если при управлении автомобилем нажать на педаль тормоза, поступит напряжение на цепь +СТОП. При этом подается питание на каскад на транзисторе VT1, управляющий обмоткой реле К1. Поскольку конденсатор С1 еще разряжен, на выводе 2 D1.1 присутствует напряжение логического нуля. Это обеспечивает работу мультивибратора на микросхеме D1, который генерирует импульсы частотой 2-3 Гц. Эти импульсы через резистор R6 поступают на базу транзистора VT1 и периодически открывают и закрывают его. В результате через обмотку реле К1 протекает пульсирующий ток, и контакты реле периодически размыкаются, преры­вая свечение фонаря дополнительного стоп-сигнала (ДСС). В результате ДСС мигает с частотой, которую можно, в процессе налаживания, установить «по вкусу» подбором сопротивления резистора R4. В то же время, конденсатор С1 начинает медленно заряжаться через резистор R1. Примерно через 3 секунды напряжение на нем достигает нижнего порога логической единицы микросхемы D1, и мультивибратор блокируется в состоянии с логическим нулем на выходе. Нуль на выходе D1.3 и D1.4 означает открытое состояние транзистора VT1, поэтому, контакты реле К1 перестают периодически выключаться и на ДСС подается непрерывное напряжение. Время, в течение которого ДСС мигает, можно в процессе налаживания установить «по вкусу» подбором сопротивления резистора R1. После отпускания педали тормоза напряжение +СТОП падает до нуля, и конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R2. Сопротивление резистора R2 значительно больше R1, поэтому разрядка конденсатора происходит медленнее. Примерно через 30-40 секунд напряжение на нем опускается до верхнего порога логического нуля микросхемы D1. Поэтому, если педаль не нажимали в течение времени больше 30-40 секунд, этот конденсатор С1 успевает разрядиться, и при последующем нажатии на педаль тормоза включение ДСС сопровождается его миганием. Если же, педаль тормоза нажать ранее, чем через 30-40 секунд после её предыдущего отпускания, конденсатор С1 не успевает разрядится через R2, и включение ДСС происходит без мигания. Время (30-40 секунд), которое требуется на разрядку конденсатора С1, можно в процессе налаживания установить «по вкусу», подбором сопротивления резистора R2. Блок управления собран на односторонней печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Разводка платы и её монтажная схема показана на рисунке 2 в натуральную величину. Разводка показана если смотреть со стороны печатных дорожек, монтажная схема, - если смотреть со стороны деталей.

Все имеющиеся в схеме конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16V. Микросхему CD4001 можно заменить любым аналогом типа «...4001», а так же, отечественным - К561ЛЕ5 или К176ЛЕ5. Использовать К176ЛЕ5 не желательно из- за меньшей надежности при работе в жестких температурных условиях, и коле­баниях напряжения питания. Транзистор КТ814А можно заменить любым КТ814, КТ816 или каким-то аналогом, например, BD136. Электромагнитное реле К1 типа HJR- 3FF-12VDC-S-Z имеет великое множество аналогов самых различных фирм, обычно применяющихся в автомобильных сигнализациях. О налаживании сказано в тексте при описании работы схемы.

Радиоконструктор №3 2015г стр. 42

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021