Датчик вентилятора для автомобильного радиатора

02.04.21

[Домашняя]

 

Система жидкостного охлаждения многих легковых автомобилей, современных и не очень, особенно переднеприводных, построена так, что радиатор обдувается не крыльчаткой, закрепленной на валу двигателя, а отдельным электровентилятором, который включается датчиком - термопарой, контакты которого замыкаются при достижении  определенной температуры охлаждающей жидкости. Если на вашей «восьмерке» датчик вентилятора выйдет из строя, - вы можете купить его в любом магазине «за углом». А как быть владельцам подержанных «японок» или «американцев», особенно таких марок, которые не очень широко представлены на российском рынке? Искать магазин, сервис, или базарного предпринимателя, и заказывать датчик с предоплатой и ожиданием более месяца. Либо нужно купить датчик от «восьмерки», и вооружившись токарным станком, надфилем и молотком, попытаться его пристроить «по месту». Здесь, предлагается использовать в качестве датчика включения электровентилятора датчик указателя температуры двигателя. Конечно, он расположен не там, и контролирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе, а не в радиаторе, но, в выше указанном безвыходном случае, такой способ выглядит оптимальным. Итак, датчик указателя температуры представляет собой терморезистор, включенный между общим минусом и стрелочным указателем. С увеличением температуры его сопротивление уменьшается, а стрелка указателя отклоняется на больший угол. О величине температуры охлаждающей жидкости можно судить по напряжению на датчике. На рисунке показана схема контрольного узла, состоящего из компаратора на ОУ, ключа и реле, контакты которого  нужно подключить вместо вышедшего из строя датчика вентилятора. Термодатчик - Д, указатель - У. С точки соединения Д и У снимается контрольное напряжение, которое подается на инверсный вход А1. На прямой вход А1 поступает напряжение от делителя на R2. Резистор R2 устанавливают в такое положение, чтобы на прямом входе А1 было напряжение, равное напряжению на точке соединения У и Д, при такой температуре, когда нужно включать вентилятор. Пока температура ниже заданного порога, напряжение на инверсном входе А1 больше чем на прямом, - на выходе А1 низкое напряжение и транзисторы VT1 и VT2 закрыты, контакты реле разомкнуты. При достижении и превышении температурой установленного порога, транзисторы VT1 и VT2 открываются и включают реле, которое, в свою очередь, включает вентилятор. Резистор R5 создает необходимый гистерезис, им можно установить температуру, при которой будет выключаться вентилятор. Налаживание заключается только в подстройке R2 и R5, так чтобы получить необходимые пороги включения и выключения вентилятора. Её настраивают на работающем двигателе, следя за температурой по указателю на приборной панели.

Радиоконструктор №4 2008г стр. 39

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021