Диагностика свечей зажигания автомобиля

02.04.21

[Домашняя]

 

Плохая (с перебоями) работа двигателя внутреннего сгорания — это результат не только использования некачественного топлива или неисп­равностей в системе зажигания, но и выхода из строя свечей зажигания. Определить визуально степень годности свечей к работе невозможно, скрытые микротрещины могут приводить к утечке высокого напряжения, создавая "обходной" путь для искры, что приведет к сбою данного цилиндра и снижению тяговых усилий двигателя. Замена свечей на запасные не всегда приводит к положительному результату, так как неизвестно их техническое состояние. Автолюбители стараются по мере возможности купить новые свечи, а старые положить в запасник. Многие из этих свечей вполне исправны и могут после профилактики еще долго использоваться в автомобиле. Провести диагностику и выбраковку свечей поможет предлагаемый прибор. Его назначение состоит в том, чтобы, не снимая свечи с двигателя, определить техническое состояние в следующих градациях:

-           непригодна к эксплуатации;

-           необходима чистка свечи от нагара и шлаков;

-           большой зазор;

-           удовлетворительное состояние;

-           хорошее рабочее состояние.

Технические данные прибора

 

Напряжение питания, В

12,8...13,2

Время включения, с

1..2

Ток потребления (в импульсе), А

2

Напряжение на свече, В

2500

Максимальный ток через свечу, мкА

100

Масса, г

150

Габариты, мм

100x65x38

 

Значение тока, мкА

10…20

20…30

30…50

50…70

70…100

Цвет шкалы

Жёлтый

Голубой

Зелёный

Оранжевый

Красный

Техническое состояние

Большой зазор

удовлетворительное

Хорошее

Необходима чистка

Свеча непригодна

Исходя из показаний прибора, легко выполнить профилактические работы, например, при большом зазоре выкрутить свечу и уменьшить зазор до рекомендуемого для данной модели автомобиля. При необходимости нужно почистить свечу от шлаков. Хорошее состояние позволяет пользоваться свечой в дальнейшем. Если прибор указывает на необходимость очистки свечи, то, кроме выполнения данных работ, следует обра­тить внимание на поршневую систему двигателя, так как большое количество гари на свечах может свидетельствовать о ее неисправности. Прибор размещен в небольшом корпусе и не занимает много места в багажнике. Состояние свечей можно определить по шкале прибора. Цветная кодировка, указанная в таблице, позволяет работать с прибором в темное время суток. После проведения профилактических работ свечу следует еще раз проверить. В случае если при проверке свечи стрелка прибора "плывет", такую свечу следует изъять из обращения. Питание прибора производится от аккумулятора автомобиля. Ввиду кратковременности включения прибора, на разрядные характеристики аккумулятора он влияния не оказывает. В приборе (рис.1) используется преобразование низкого постоянного напряжения аккумулятора в высокое вторичное напряжение с помощью генератора, основанного на принципе интегрального стабилизатора напряжения в режиме защиты от перегрузки.

Так как нагрузка (обмотка трансформатора Т1) имеет низкое сопротивление по постоянному току, в момент включения большой импульс тока приводит к срабатыванию защиты микросхемы DA1 и прекращению тока в цепи обмотки I. За счет индукции во вторичной обмотке создается импульс высокого напряжения, который после выпрямления подается на свечу зажигания. Диод VD1 защищает прибор при неправильном подключении. Резистор R1 ограничивает ток через микросхему. Свечение светодиода HL1 указывает на правильную полярность подключения аккумулятора при включении прибора. Трансформатор используется согласующий от радиотрансляционных динамиков или звуковой от ламповых радиоприемников. Резистор R4 во вторичной цепи защищает от случайных коротких замыканий на выходных зажимах. Светодиод HL2 позволяет судить о работе вторичной цепи. По его яркости можно дать приблизительную характеристику свече зажигания. Чем больше его яркость, тем хуже техническое состояние свечи. В упрощенном варианте прибора микроамперметр РА1 можно не ставить. Все детали установлены навесным монтажом. Микросхема крепится к корпусу трансформатора через слюдяную прокладку или устанавливается на небольшой теплоотвод — пла­стинку размерами 70x70 мм. На корпусе прибора (рис.2) установлены кнопка SB1, головка РА1, светодиоды и выведены зажимы питания.

Высоковольтный вывод выполнен в виде штыря из стали Ø3...5 мм. В стационарном варианте используются колпачок и высоковольтный кабель для подключения свечи зажигания. Резистор R1 — типа С2-10-2, дру­гие — любого типа на указанную на схеме мощность R3 — СП-3. Стаби­лизатор КР142ЕН8Б можно заменить на КР142ЕН5А(Б). Следует только подобрать сопротивление R3 по наилучшей генерации, без срывов, при напряжении на аккумуляторе GB1 от 10 до 13 В. Трансформатор следует подобрать с сопротивлением первичной обмотки 1...1,5 Ом и вторичной — 350 .400 Ом. Намоточные данные при изготовлении Т1 первичная обмотка — 65 витков ПЭЛ Ø0,24 мм, вторичная — 2500 витков ПЭЛ Ø0,1 мм. Прибор РА1 — микроамперметр М4248 на ток 100 мкА и внутренним сопротивлением 3,36 кОм. Подойдут и другие микроамперметры с похожи­ми характеристиками небольших габаритов Диод VD2 — высоковольтный КЦ106 А Г. Можно установить и другого типа с допустимым напряже­нием не менее 2000 В. При включении SB1 прибор должен издавать характерный свист частотой 1000...1200 Гц. Для проверки наличия высокого напряжения вместо свечи выходная цепь замыкается резистором сопротивлением 0,5...1 МОм. При нажатии кнопки стрелка индикатора должна отклонится на половину шкалы. Положение стрелки можно откорректировать изменением сопротивления R4. Перед диагностикой свечей необ­ходимо провести калибровку прибора. Для этого устанавливается новая свеча, прибор подключается к аккумулятору, нажимается кнопка, и ре­зистором R3 стрелка прибора устанавливается в среднее положение шкалы. В случае необходимости (при большом отклонении параметров Т1) нужно откорректировать положение стрелки резистором R4, установив временно вместо него переменный резистор (560 кОм). При проверке свечей нажатием кнопки подается напряжение, и по положению стрелки определяется состояние свечей.

Радиомир 2009г

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021