Дополнение к электросхеме восьмёрки

03.04.21

[Домашняя]

 

Не секрет, что подавляющее большинство отечественных автомобилей, особенно, карбюраторных, оснащено электроникой слабовато, даже по сравнению с относительно недорогими «иномарками». Вот, например, в «Рено-Сим­вол» при закрывании двери свет в салоне гаснет не сразу, а с задержкой, а если включили мотор, - то сразу. А вот, если выключить мотор и оставить включенными фары, то при открывании  двери   раздается негромкий звуковой сигнал, напоминающий, что фары включены, а мотор выключен. Все это мелочи, но приятные... Конечно, кто-то скажет, - То «Рено», а это «Жигули», они и стоят по разному. Согласен. Но, немного усовершенствовать «Жигули» тоже полезно, особенно если это усовершенствование обойдется недорого. На рисунке 1 показана схема доработки электрики «ВАЗ-2108», чтобы внутрисалонный светильник с задержкой, и раздавался звуковой сигнала, предупреждающий о не выключенных фарах.

Потребовалась одна микросхема К561ЛЕ5, популярный ключевой транзистор IRF840 (какой был в наличии), электромагнитный капсюль от старого телефонного аппарата (ТК-47) и еще мелочи... Светильник «Восьмерки» представляет собой лампу и переключатель на два положения. В одном положении вы его включаете вручную, а в другом (показанном на схеме), он выключен, но при открывании двери включается. Схема светильника выделена прерывистой линией. И так, когда вы открываете дверь, замыкаются контакты дверного датчика SД. Через них подается ток на лампу. И, в то же время, происходит разрядка конденсатора С2 диодом VD2. На выводе 1 элемента D1.1 устанавливается напряжение логического нуля. Так как зажигание выключено, напряжение логического нуля будет и на втором входе D1.1. На его выходе - единица. Ключ VT1 открывается и шунтирует контакты S. Теперь, если вы дверь закроете, контакты БД разомкнуться, но лампа будет гореть за счет открытого VT1. А продолжаться это будет пока емкость С2, заряжается через R2, то есть, примерно, 15 секунд. Если же вы включите зажигание, то на выводе 2 D1.1 появится единица, и ключ VT1 закроется, выключив лампу, даже если С2 еще не успел зарядиться. Теперь о сигнализаторе включенных фар. Сигнализатор состоит из логического элемента D1.2, мультивибратора D1.3-D1.4, усилителя на VT2 и электромагнитного звукового капсюля В1. Когда фары включены, на этот капсюль подается питание. Но, пока зажигание включено, дверь закрыта, мультивибратор заблокирован диодом VD4 и звука нет. Если выключить зажигание и открыть дверь, то на выходе D1.2 возникает логическая единица. Диод VD4 закрывается и перестает блокировать мультивибратор. Если при этом фары включены, то В1 звучит, напоминая вам о том, что их нужно выключить. Звучание продолжается, только пока открыта дверь. Так, что если вы фары нарочно не выключили, пищалка «доставать» не будет, - как только закроете дверь, она замолчит. Практически все детали собраны в корпусе от неисправного блока ЭПХХ. С электросхемой автомобиля данная схема соединена 6-ти проводным кабелем. Звукоизлучатель В1 установлен за пределами корпуса (под «торпедой» автомобиля).

Радиоконструктор №1 2009г стр. 35

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021