Дополнение к электросхеме отечественного автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Не секрет, что большинство отечественных автомобилей слабо оснащено электроникой, даже по сравнению с относительно недорогими «иномарками». А ведь было-бы неплохо оснастить «Жигули», может быть и несущественными, но приятными мелочами. Например, при закрывании двери свет в салоне гаснет не сразу, а с задержкой, а если включили мотор, - то сразу. А вот, если выключить мотор и оставить включенными фары, то при открывании двери раздается негромкий звуковой сигнал, напоминающий, что фары включены, а мотор выключен. На рисунке показана схема доработки электрики переднеприводных автомобилей марки «ВАЗ» (2108-2115), чтобы внутрисалонный светильник гас с задержкой, и раздавался звуковой сигнал, предупреждающий о не выключенных фарах.

Потребовалась одна микросхема К561ЛЕ5, электромагнитное реле, сигнализаторная «пищалка» (звукоизлучатель со встроенным генератором) и еще мелочи... Светильник данного модельного ряда представляет собой лампу и переключатель на два положения. В одном положении вы его включаете вручную, а в другом (показанном на схеме) он выключен, но при открывании двери включается. Схема светильника выделена прерывистой линией. И так, когда вы открываете дверь замыкаются контакты дверного датчика БД. Через них подается ток на лампу. И, в то же время, происходит разрядка конденсатора С2 диодом VD2. На выводе 1 элемента D1.1 устанавливается напряжение логического нуля. Так как зажигание выключено, напряжение логического нуля будет и на втором входе D1.1. На его выходе - единица. Ключ VT1 открывается и включает реле К1, контакты которого соединяют нижний по схеме вывод лампы светильника с общим минусом. Теперь, если вы дверь закроете, контакты БД разомкнуться, но лампа будет гореть за счет контактов реле К1. И продолжаться это будет пока емкость С2 заряжается через R2, то есть, примерно, 15 секунд. Если же вы включите зажигание, то на выводе 2 D1.1 появится единица, и транзистор VT1 закроется, выключив лампу, даже если С2 еще не успел зарядиться. Теперь о сигнализаторе включенных фар. Сигнализатор состоит из логического элемента D1.2, мультивибратора D1.3-D1.4, вырабатывающего импульсы частотой около 2-3 Гц, ключа на VT2 и «пищалки» В1 (со встроенным генератором). Когда фары включены на В1 подается питание. Но, пока зажигание включено, дверь закрыта, мультивибратор заблокирован диодом VD4 и звука нет. Если выключить зажигание и открыть дверь, то на выходе D1.2 возникает логическая единица. Диод VD4 закрывается и перестает блокировать мультивибратор. Если при этом фары включены, то В1 звучит, напоминая вам о том, что их нужно выключить. Звучание продолжается, только пока открыта дверь. Так, что если вы фары нарочно не выключили, пищалка долго звучать не будет, - как только закроете дверь, она замолчит.

Радиоконструктор №3 2014г стр. 44

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021