Доработка блока управления стеклоочистителем и омывателем

02.04.21

[Домашняя]

 

В журнале "Радио" за 2003 г. в № 9 на с. 47, 48 была опубликована статья Д. Саури "Блок управления стеклоочистителем и смывателем". Этот блок был повторен мной и приспособлен для установки на автомобиле ВАЗ-2101. Однако при его эксплуатации был выявлен ряд недостатков. Так, на малой скорости движения автомобиля при выключении блока щётки стеклоочистителя, двигаясь по инерции, проходят исходное положение, а на скорости 70...90 км/ч не доходят до исходного на 30...40 градусов, что весьма неудобно. При детальном анализе электрической схемы автомобиля ВАЗ-2101 была найдена причина такого поведения. Дело в том, что в конструкции стеклоочистителя применён электромагнитный тормоз щёток. В режиме прерывистой работы переключатель стеклоочистителя находится в среднем положении, а один из нормально замкнутых контактов реле стеклоочистителя РС-514 (см. электрическую схему автомобиля) соединён с общим проводом. После отключения питания электродвигателя редуктора конечным выключателем ротор электродвигателя продолжает вращаться по инерции, а в его обмотке возникает индукционный ток. Путь этого тока следующий: второй вывод электродвигателя (первый соединён с общим проводом) — нормально замкнутые контакты конечного выключателя — бело-голубой провод — нормально замкнутые контакты реле PC-514 — желтый провод — контакты переключателя стеклоочистителя — общий. Из-за возникающего тормозного момента редуктор останавливается в исходном положении. Это обстоятельство не учтено в указанной выше конструкции. Схема доработанного блока управления стеклоочистителем приведена на рисунке.

Работу нормально замкнутых контактов реле РС-514 имитирует электронный ключ, собранный на транзисторах VT3, VT4. В тот момент, когда на выходе (вывод 3) микросхемы DA2 (подробное описание работы таймера, собранного на микросхеме DA2, приведено в указанной выше статье) установлен низкий уровень, собранный на транзисторах VT3 и VT4 электронный ключ закрыт, а собранный на транзисторах VT1 и VT2 открыт. Тем самым цепь питания электродвигателя редуктора замыкается, стеклоочиститель переходит в рабочий режим. Когда низкий уровень на выходе микросхемы DA2 меняется на высокий, транзисторы VT1 и VT2 закрываются, а VT3 и VT4 открываются. При этом индукционный ток электродвигателя протекает по следующей цепи: второй вывод двигателя — нормально замкнутые контакты конечного выключателя — бело-голубой провод — транзисторы VT3, VT4 — жёлтый провод — второй контакт переключателя стеклоочистителя — общий. Происходит торможение моторедуктора, и щетки стеклоочистителя устанавливаются в исходное положение. Плавная регулировка частоты хода щёток оказалась неудобной, особенно при интенсивном движении в тёмное время суток, на скользкой дороге, в снегопад, и она заменена ступенчатой. Такая регулировка частоты хода щёток выполнена с помощью малогабаритного галетного переключателя SA3 "Пауза" и резисторов R5, R10—R13. Резисторы специально подобраны так, что пауза между ходом щёток в первом положении переключателя SA3 примерно 1,5... 2 с, во втором — 4... 5 с, в третьем — 7...9 с, в четвёртом — 15...17 с, а в пятом — 30...35 с. Значения получены экспериментальным путём при эксплуатации блока в условиях мягкого климата. Режим неподвижных щёток задаётся кнопкой с фиксацией SB1 "Вкл.", имеющей две конструктивно объединённые группы контактов. Верхняя группа контактов кнопки при размыкании отключает блок от бортовой сети, исключая лишнее потребление тока. Замыкание этих контактов происходит раньше нижних. Если кнопку SB1 нажать до упора, то замкнутся и нижние контакты. При этом включается электродвигатель М1 стеклоомывателя, а стеклоочиститель делает два двойных хода. Блок дополнен ещё  двумя выключателями SA1 "Обогреватель заднего стекла" и SA2 "Противотуманные фары". Цепи питания выключателей защищены штатным предохранителем № 9. На автомобиле ВАЗ-2101 блок стеклоочистителя удобно поместить на специально изготовленном шасси в гнездо радиоприёмника. На передней панели шасси устанавливают слева- направо выключатель обогревателя заднего стекла или обогревателя передних сидений SA1, выключатель противотуманных фар или дневных ходовых огней SA2, кнопку включения питания блока стеклоочистителя и стеклоомывателя SB1. Здесь же уста­навливают галетный переключатель частоты хода щёток стеклоочистителя SA3, а в правом верхнем углу устанавливают индикатор включения блока — светодиод HL1. В качестве SA1—SA2 применены типовые выключатели ВАЗ с контрольной лампой. Малогабаритный галетный переключатель частоты хода щёток SA3 — ПГ-3 или ПГ-2. Его одноименные группы контактов следует соединить параллельно для увеличения надежности. Немного о кнопке SB1. В распоряжении может оказаться кнопка с одной группой контактов. Тогда ее разбирают, и в свободное место устанавливают ещё одну их группу от подобного выключателя, используя перекидной контакт с длинным плечом. Результат доработки следующий: начальное положение — все контакты разомкнуты; нажатие не до упора — замкнуты верхние контакты кнопки (блок стеклоочистителя включён); нажатие до упора — замкнуты верхние и нижние контакты (блок стеклоочистителя включён, электродвигатель стеклоомывателя включён). Транзистор КТ853А следует установить на теплоотвод площадью 4,,.5 см2, так как во время движения автомобиля в снегопад механизм стеклоочистителя испытывает значительные механические нагрузки и, как следствие, ток через транзистор возрастает. Учтено и близкое расположение отопителя салона. Применение составного транзистора КТ853А позволило значительно снизить ток через транзистор КТ501Е. Вместо КТ815Г можно установить КТ817Г; а вместо КТ805Б — транзистор серии КТ8191. Налаживание блока не отличается от прототипа. В таком доработанном варианте блок управления работает уже пять лет без единого сбоя.

Радио №2 2013г стр. 40

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021