Доработка устройства "Вежливый свет"

04.04.21

[Домашняя]

 

В ходе эксплуатации своего устройства, описание которого было опубликовано ранее в нашем журнале, автором были выявлены некоторые схемотехнические недостатки. Описание доработанного варианта конструкции предлагается вниманию читателей. "Радио", 2014, № 7, с. 45 было опубликовано разработанное мной устройство, предназначенное для автоматического включения фар, дневных ходовых огней (ДХО) и других имеющихся источников света в автомобиле, с реализацией функции "вежливый свет", применяемой на некоторых дорогих автомобилях. Владельцы автомобилей, на которые были установлены эти устройства, отметили их безотказность и удобство в работе. В ходе эксплуатации, анализа схемного решения и функциональных возможностей было решено усовершенствовать его работу. Введён дополнительно сигнальный вход, для чего установлены дополнительные маломощные диоды, изменены сопротивления резисторов и кон­структивное исполнение. Схема доработанного варианта устройства приведена на рис. 1.

Описание исходного варианта уже было дано ранее, отметим лишь основные отличия. Вместо разъёма ХР1 использованы винтовые клеммники, через которые отрезками медных многожильных проводов в изоляции устройство подсоединяют к соответствующим контактам электронных узлов автомобиля. Поскольку нумерация клемм отлична от опубликованного ранее варианта, рассмотрим вновь их назначение и подключение. На клемму XS4 "+12 В" подают напряжение бортовой сети автомобиля, a XS6 "GND" соединяют с его "массой". XS1 "ON" соединяют с любым проводом, на котором появляется напряжение только при работе двигателя. На некоторых автомобилях это может быть, например, вывод контакта датчика аварийного давления масла. Если такого вывода нет, допустимо соединить клемму XS1 с проводом, на котором появляется напряжение после включения зажигания, например, включения аудиоустройств, но тогда фары будут включаться через 10 с после подачи питания ключом зажигания независимо от того, запущен двигатель или нет. Клемму XS2 "OFF1" соединяют с контактом одной из ламп габаритных огней так, чтобы напряжение на ней появлялось в момент включения габаритного освещения. Эта функция блокировки ненужного в это время автоматического включения фар, ДХО (или других имеющихся источников света) отсутствовала в опубликованном ранее варианте. Если теперь во время движения возникает необходимость включить фары основного освещения, напряжение с ламп габаритных огней подаётся на клемму XS2 и отключает, например, фары ДХО. Клемму XS3 "OFF2" соединяют с кон­тактом в замке зажигания или стартёра так, чтобы на ней появлялось напряжение только на время запуска двигателя. Сигналы с клемм XS2, XS3 поступают на левый по схеме вывод резистора R2 через диоды VD2, VD3, включённые по логической схеме ИЛИ. При появлении напряжения на любой из этих клемм контакты реле отключают нагрузку устройства. Клемму XS5 "DRL" (DRL — англ. аббревиатура Day Running Lights, в русском переводе — ДХО) соединяют с контактом выключателя, провод от которого идёт к нагрузке, например, как уже сказано выше, "плюсовым" контактам основных фар, ДХО или противотуманных фар в зависимости от назначения работы устройства. Для повышения надёжности работы полевого транзистора VT2 параллельно обмотке реле К1 включён защитный диод VD4. Устройство собрано на печатной плате из фольгированного с одной стороны стеклотекстолита. Чертёж платы и расположенные на ней элементы показаны на рис. 2.

Внешний вид собранного устройства представлен на рис. 3.

О применяемых транзисторах, диодах, конденсаторе, резисторах и их замене рассказано в предыдущей статье. Реле К1 — 90.3747-10 от рос­сийских автомобилей. Такое реле применяется для включения ближнего/ дальнего света фар, электродвигателя вентилятора системы охлаждения, обогрева заднего стекла и пр. Маркировка реле (тип, товарный знак завода-изготовителя и схема расположения контактов) нанесена на крышке корпуса. Можно использовать и другое реле с напряжением обмотки 12 В, например ELZET LR-T78-12VDC, применённое ранее. Если устройство будет коммутировать галогенные лампы противотуманных фар, то реле должно быть рассчитано на ток не менее 5 А, а если применяются светодиодные ДХО, то достаточно будет реле, рассчитанного на ток 1 А. Клеммник винтовой 306-21-12.

Радио №4 2015г стр. 46

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021