Дверные датчики автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Конечно, не секрет, что наши автомобили далеки от совершенства и качества. Одно из многочисленных "слабых мест" - дверные выключатели освещения салона. Мой автомобиль достаточно старый (ВАЗ-2108 1988 года), поэтому то, что эти датчики не работают, показалось нормальным. Но после их замены, новые нормально проработали меньше полугода. Контакты датчиков незащищены от атмосферных воздействий и очень быстро покрываются окислами. Единственный реальный выход из положения, - это установка герконовых датчиков. Герконы можно установить в пазы, прорезанные в торцах "торпеды" автомобиля, как раз в тех местах, где к ней прижимаются двери. Затем герконы закрываются клеящей лентой. А в качестве магнитов можно использовать магниты от магнитных шашек или Шахматов. Эти магниты плоские и их легко установить в проделанных углублениях в обивке дверей, а затем, тоже закрыть клеящей лентой. Проблема в том, что доступные герконы замыкающие, и получается, что они работают наоборот - их контакты при закрытых дверях замкнуты, а при открытых разомкнуты. Кроме того, желательно сделать устройство, которое будет поддерживать освещение салона еще некоторое время после закрывания двери, если зажигание выключено, но только по сигналу водительской двери. В результате получилась схема, показанная на рисунке. Герконы - SG1 и SG2. Первый из них расположен на двери водителя, второй - на двери пассажире. При открывании двери пассажира размыкается геркон SG2 и на входы элемента D1.3 подается напряжение по уровню логической единицы. Диод VD5 открывается и на вывод 6 D1.4 подается ноль. Единица с выхода D1.4 открывает ключ на VT2 и реле Р1 включает свет в салоне автомобиля. При закрывании этой же двери процесс обратный, и свет выключается. С водительской дверью процесс другой. Если зажигание машины выключено, то транзистор VT1 закрыт и на выводе 2 D1.1 напряжение по уровню лог. единицы. При открывании двери водителя размыкается геркон SG1. Это приводит к тому, что на выходе элемента D1.2 возникает лог. ноль, VD4 открывается и, в конечном итоге, реле Р1 включает свет. Но, при размыкании контактов SG1  происходит еще и быстрая зарядка конденсатора С1 через R1 и диод VD1. На конденсаторе С1 напряжение по уровню единицы, которое поступает на вывод 1 D1.1. На выходе D1.1 возникает ноль, который так же, вызывает включение света. Если дверь водителя закрыть, то свет будет еще гореть некоторое время, пока С1 разряжается через R2 и SQ1. Но это возможно, только если зажигание выключено. Если зажигание будет включено, то транзистор VT1 откроется и на выводе 2 D1.1 возникнет логи­ческий ноль. На выходе D1.1 установится единица, которая не будет зависеть от уровня на выводе 1 D1.1. Поэтому, если двери закрыть и включить зажигание, то свет погаснет в момент включения зажигания, и будет зажигаться только пока дверь (или обе двери) открыты. Конструктивно, устройство собрано в корпусе неисправного реле управления "дворниками". Внутри этого реле есть печатная плата электронного блока и небольшое бескорпусное электромагнитное   реле. Это реле используется в качестве Р1, а плата демонтируется и на ней полуобъемным монтажом собрана схема, показанная на рисунке.

Подключается устройство по питанию к аккумулятору (или магнитоле, цепи питания ламп внутрисалонного света). Левый (по схеме) вывод резистора R4 идет на выход замка зажигания. Установить желаемую продолжительность свечения   лампы    после  закрывания двери водителя (когда зажигание выключено) можно подбором сопротивления R2. Микросхему К561ЛА7 можно заменить микросхемами К176ЛА7, К1561ЛА7 или импортной CD4011. Стабилитрон VD3 - любой на 7-10 V. Диоды КД522 - КД503, КД510, КД521, КД102, КД103. Транзистор VT1 - КТ503, КТ815, КТ604, транзистор VT2 - КТ604, КТ815, КТ817. Герконы - КЭМ-4.

Радиоконструктор №1 2004г стр. 40

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021