Электронное зажигание-3

02.04.21

[Домашняя]

 

Системы зажигания для карбюраторного двигателя внутреннего сгорания с контактный прерывателем тока до сих пор применяются: в недорогих автомобилях, мотоциклах, лодках и пр. Для таких систем применяются разнообразные электронные устройства, улучшающие процесс прерывания тока. Описываемое устройство при своей простоте обеспечивает, совместно со штатной системой автомобиля; надежную и качественную работу зажигания на любых оборотах двигателя, что позволяет запускать его стартёром или рукояткой (если аккумулятор "не тянет")Существенно улучшается запуск в холодную погоду. Кроме того, срок службы контактов прерывателя значительно увеличивается, так как они коммутируют ток, в несколько раз меньший рабочего, и длительное время сохраняют свой регулировку. По этим качествам описываемая схема приближается к бесконтактным системам зажигания, превосходя их в простоте, дешевизне и легкости модернизации штатной системы. Схема показана на рисунке и выделена пунктирной линией.

Устройство работает следующим образом. При замыкании контактов прерывателя К через R1 и базу транзистора VT1 протекает ток, и транзистор открывается. После этого в первичной обмотке катушки зажигания Т нарастает ток до установившегося значения, определяемого на малых оборотах двигателя активным сопротивлением первичной цепи катушки зажигания. При размыкании контактов, когда между ними начинает возникать зазор, создаются условия для образования электрической дуги. При этом напряжение на эмиттере транзистора скачкообразно воз­растает, его ток базы прерывается, транзистор запирается, и начинается штатный колебательный процесс между катушкой зажигания и конденсатором С1. Контакты прерывателя продолжают расходиться, но без электрической дуги. В это время происходит процесс искрообразования в цилиндре двигателя. Время коммутации тока в катушке зажигания определяется, в основном, скоростью запирания транзистора, что и обеспечивает нормальные и стабильные на всех оборотах двигателя параметры зажигания. Во время колебательного процесса (при искрообразовании) диод VD1 предотвращает протекание тока от базы транзистора к его коллектору. Через резистор R2 снимается заряд базы транзистора. Приведенная схема рассчитана на работу со свечами зажигания, имеющими штатный зазор между электродами. При значительном увеличений этого зазора напряжение на транзисторе и диоде может превысить допустимый для них предел. Этот предел может быть превышен также при отключении высоковольт­ного провода от катушки зажигания или распределителя зажигания (это опасно и для катушки зажигания в штатной схеме), а также при резком отключении нагрузки генератора. Для страховки устройства от нештатных ситуаций, рекомендую включить стабилитрон VD2 (КС680А) между коллектором и эмиттером транзистора (на рисунке показан пунктиром), однако, в принципе, он не нужен. Чтобы вернуться к штатной схеме, нужно перемкнуть точки Е2 и Е3 схемы. Конструкция устройства может быть любой, например, в корпусе от подходящего по размеру электролитического конденсатора. Автор собрал схему в алюминиевом стаканчике для упаковки цветной фотопленки. На пластмассовой крышке стаканчика расположены два пластинчатых вывода, которые крепятся непосредственно к клеммам катуш­ки зажигания. Однако лучше, если схема собрана без корпуса, так чтобы она мота охлаждаться. Загрязнения ей вредят не более чем штатной системе зажигания.

Детали. С - штатный; конденсатор системы зажигания; R1 типа С5-42В или C4-16B; Т— штатная катушка зажигания; VD1 — диод КД213А; VT1 -КТ848, КТ840А или КТ809А на небольшом радиаторе.

Радиоконструктор 2009г

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021