Электронный коммутатор для ВАЗа-2

02.04.21

[Домашняя]

 

Как известно, заводские коммутаторы ВАЗ-2108 доставляют немало хлопот владельцам автомобилей. Данный коммутатор полностью заменяет заводской, кроме того, надежен в работе, совместим как с обычной катушкой зажигания, так и с "восьмерочной" Дает возможность проверять искру при снятом высоковольтном проводе на любом расстоянии от "массы". Коммутатор разработан под бесконтурную систему зажигания, поэтому необходим трамплёр с датчиком Холла. Установив у себя на ВАЗ-2101 коммутатор, я добился устойчивой работы двигателя на холостом ходу (при обычной системе зажигания двигатель работал с перебоями, дрожал). По экономии бензина замечено, что 10 литров хватает на 140 км. Никаких сложностей в изготовлении устройства не было. Все детали абсолютно доступны и взаимозаменяемы, имеются на рынке или в магазине. Наладка заключается в том, чтобы выходной транзистор полностью открывался. При установке деталей указанных номиналов коммутатор работает сразу. У меня нет с зажиганием никаких проблем. Отпала возможность постоянно ухаживать за контактами прерывателя. Зимой двигатель заводится с полоборота и работает устойчиво на всех режимах.

Принцип работы

Датчик-распределитель, с которого поступает сигнал на схему, отличается от обычного распределителя зажигания тем, что вместо контактного прерывателя в нем применен бесконтактный переключатель, основанный на эффекте Холла. Он управляет искрообразованием, создавая в нужный момент импульс заданной скважности и направляя его в электронный коммутатор. Действие этого датчика: металлический цилиндрический экран с прорезями, жестко связанный с валом распределителя, при вращении этого вала коммутирует магнитное поле в рабочем зазоре переключателя. Изменение поля приводит к появлению электрического сигнала на выходе датчика, поступающего на вход инвертора на транзисторе VT1. В зависимости от состояния инвертора, транзистор VT2 либо закрыт, либо открыт. Это соответственно приводит транзисторы VT3 и VT4 в противоположное состояние. Допустим, в момент включения зажигания (стартер пока не включен) транзистор VT1 открыт. Транзистор VT2 соответственно закрыт, а транзисторы VT3 и VT4 благодаря этому открыты. Ток силой 3...4 А потечет через катушку зажигания и включенный последовательно с ней транзистор VT4. Катушка накапливает энергию. При вращении стартера на выходе датчика Холла появляется импульс, который закрывает транзистор VT1. Транзистор VT2 резко открывается, a VT3 и VT4 скачками запираются, разрывая цепь протекания тока через катушку зажигания. В катушке возникает импульс напряжения, амплитуда которого достигает 350...400,В. Для ограничения этого напряжения, способного вывести из строя транзистор VT4, предус­мотрен резистор R7, через который при напряжении на коллекторе больше 350 В начинает протекать ток по цепи: R7, VT3, R8, VT4, масса, способный приоткрыть транзистор VT4. Протекание тока через транзистор VT4 снижает напряжение на его коллекторе. Несмотря на малую скорость прерывания при пуске двигателя, благодаря большому коэффициенту усиления транзисторов, обеспечивается высокая скорость прерывания тока, а, следовательно, большая амплитуда напряжения на катушке зажигания и мощная искра в свечах зажигания. Этим достигается легкий пуск двигателя от стартера или от рукоятки. Назначение других элементов схемы следующее: конденсаторы С1. С3 и стабилитрон VD1 защищают электронную схему от импульсных перенапряжений в бортовой сети. Резистор R8 ограничивает коллектор­ный ток транзистора VT4 и обеспечивает небольшую отрицательную обратную связь по току, уменьшая влияние напряжения сети на амплитуду напряжения катушки зажигания. Подбором величины сопротивления R8 можно изменять амплитуду импульсного напряжения на катушке зажигания. Конденсатор С4 шунтирует транзистор VT4 по переменной составляющей тока катушки зажигания. Все транзисторы в схеме необходимо выбирать с наибольшим коэффициентом усиления.

Настройка и подключение.

Налаживание устройства сводится к подбору величины сопротивления R8, добиваясь полного открытия транзистора VT4. Этот же транзистор должен быть установлен на радиатор, обеспечивающий хорошее охлаждение. Данный коммутатор может быть установлен на любую модель ВАЗа, заменив, штатный распределитель на распределитель с датчиком Холла. Подключение устройства на автомобиль ВАЗ следующее: 'плюс" от замка зажигания подается на клемму '+" схемы. Сюда же подключается контакт '16" катушки зажигания Б117-А. Вывод "Г или "0" катушки подключается к следующему контакту, обозначенно­му на схеме буквой 'Б". Минус устройства подключа­ется к массе автомобиля. На распределителе с датчиком Холла имеется разъем с тремя контактами и проводами следующих цветов: красный - соответственно подключается к разъему"+" датчика; синий - подключается к разъему "-" датчика; черный - подключается к разъему "выход" датчика. Катушка зажигания может быть любая: либо Б117-А, либо от ВАЗ-2108.

Радиолюбитель №4 2007г стр. 23

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021