Электронный коммутатор для ВАЗа

02.04.21

[Домашняя]

 

Заводские коммутаторы ВАЗ-2108 доставляют немало хлопот владельцам автомобилей. Предлагаемый коммутатор полностью заменяет заводской, надежен в работе, совместим как с обычной катушкой зажигания, так и с "восьмерочной". Он позволяет проверять искру при снятом высоковольтном проводе на любом расстоянии от "массы". Коммутатор разработан под бесконтактную систему зажигания, поэтому необходим "трамблер" с датчиком Холла. Датчик-распределитель, с которого поступает сигнал на схему, отличается от обычного распределителя зажигания тем, что вместо контактного прерывателя в нем применен бесконтактный переключатель, основанный на эффекте Холла. Он управляет искрообразованием, создавая в нужный момент импульс заданной скважности и направляя его в электронный коммутатор. Датчик представляет собой металлический цилиндрический экран с прорезями, жестко связанный с валом распределителя. При вращении этого вала возникает переменное магнитное поле в рабочем зазоре переключателя. Изменение поля приводит к появлению электрического сигнала на выходе датчика, поступающего на вход инвертора на транзисторе VT1. В зависимости от состояния инвертора, транзистор VT2 либо закрыт, либо открыт. Это, соответственно, приводит транзисторы VT3 и VT4 в про­тивоположное состояние. Допустим, в момент включения зажигания (стартер пока не включен) транзистор VT1 открыт. Транзистор VT2, соответственно, закрыт, а транзисторы VT3 и VT4 благодаря этому открыты. Ток (3...4 А) течет через катушку зажигания и включенный пос­ледовательно с ней транзистор VT4. Катушка накапливает энергию. При вращении стартера на выходе датчика Холла появляется импульс, который закрывает VT1. Тогда VT2 резко открывается, a VT3 и VT4 скачком запираются, разрывая цепь тока через катушку зажигания. В катушке возникает импульс напряжения, амплитуда которого достигает 350...400 В. Для ограничения этого напряжения, способного вывести из строя транзистор VT4, предусмотрен резистор R7, через который при напряжении на коллекторе VT4 больше 350 В начинает протекать ток по цепи R7-VT3-R8-VT4-"Macca". Этот ток приоткрывает транзистор VT4, что снижает напряжение на его коллекторе. Несмотря на малую скорость прерывания сигнала датчика при пуске двигателя, благодаря большому коэффициенту усиления транзисторов обеспечивается высокая скорость размыкания цепи тока, а следовательно, большая амплитуда напряжения на катушке зажигания и мощная искра в свечах зажигания. Этим достигается легкий пуск двигателя. Конденсаторы С1, С3 и стабилитрон VD1 защищают схему от импульсных перенапряжений в бортовой сети. Резистор R8 ограничивает ток транзистора VT4 и обеспечивает глубокую отрицательную обратную связь по току, уменьшая влияние напряжения бортсети на амплитуду напряжения в катушке зажигания. Подбором сопротивления R8 можно изменять амплитуду импульсного напряжения на катушке зажигания. Конденсатор С4 шунтирует транзистор VT4 по переменной составляющей тока катушки зажигания. Все транзисторы в схеме необходимо выбирать с наибольшим коэффициентом усиления. Налаживание устройства сводится к подбору сопротивления R8, добиваясь полного открывания транзистора VT4. Этот транзистор должен быть установлен на радиатор, обеспечивающий хорошее охлаждение. Данный коммутатор может быть установлен на любую модель ВАЗа при замене штатного распределителя на распределитель с датчиком Холла. Подключение устройства на автомобиле следующее:

 - "+* от замка зажигания подключается к клемме"+" схемы. Сюда же подключается контакт "16" катушки зажигания Б117-А;

 - вывод "1 или "0" катушки подключается к контакту, обозначенному на схеме буквой Б:

 - "-" схемы подключается к "массе".

На распределителе с датчиком Холла имеется разъем с тремя контактами и проводами разных цветов.                                Они подключаются соответственно:

красный — к контакту"+" датчика;

синий — к контакту"-" датчика;

черный - к контакту "Вых. датчика".

Катушка зажигания может использоваться любая (Б117-Ф либо от ВАЗ-2108).

Радиолюбитель №2 2007г стр. 23

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021