Электронный выключатель освещения салона автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

В автомобилях многих моделей освещение салона обычно сразу выключается после того, как водитель закроет дверцу. При эксплуатации автомобиля в ночное время это создает определенные неудобства. Например, после того как водитель на темной стоянке выйдет из автомобиля, очень сложно вставить ключ в замок двери (если машина закрывается ключом). Аналогичные проблемы возникают у автолюбителя при открывании автомобиля, а также при попытке вставить ключ в замок зажигания. Поэтому многие современные автомобили оснащаются специальными устройствами, обеспечивающими работу освещения салона в течение не­которого времени после закрытия дверцы. Автолюбители, в машинах которых такие блоки отсутствуют, могут самостоятельно изготовить и установить простой выключатель освещения салона автомобиля, принципиальная схема которого приведена на рисунке.

Предлагаемое устройство подключается параллельно дверному выключателю S1 и лампе освещения Z1. В тот момент, когда дверца автомобиля закроется и контакты выключателя S1 разомкнутся, лампа Z1 будет светиться еще примерно 5 секунд, а затем постепенно погаснет. При этом ток, потребляемый устройством в этом режиме, составляет около 1,5 мА и практически не оказывает влияния на разрядку аккумулятора. Принцип работы предлагаемого электронного выключателя довольно прост. В исходном состоянии при закрытой дверце контакты выключателя S1 разомкнуты, а через лампу Z1 (или через резистор R8, если эта лампа перегорит) и добавочные резисторы R3, R4 на базы транзисторов VТЗ, VТ4 поступает напряжение +12 В от бортовой сети. При этом транзистор VТЗ закрыт, а транзистор VТ4 открыт. На базе транзистора VТ5 присутствует напряжение низкого логического уровня (приблизительно равное потенциалу корпуса), поэтому транзистор VТ5 закрыт. Конденсатор С1 разряжен через резистор R7. Поскольку конденсатор С1 разряжен, то транзисторы VТ2 и VТ1 закрыты, а лампа Z1 не светится. При открытии дверцы автомобиля контакты выключателя S1 замыкаются, и лампа Z1 загорается. Уровень напряжения на базах транзисторов VТЗ и VТ4 упадет до нуля. При этом транзистор VТЗ откроется, а транзистор VТ4 закроется. На базу транзистора VТ5 (эмиттерный повторитель) будет подано напряжение высокого логического уровня (почти полное напряжение +12 В от бортовой сети), и через этот транзистор начнет заряжаться конденсатор С1. Величина тока зарядки конденсатора ограничивается резистором R6. Напряжением, формируемым на конденсаторе С1, через резистор R2 откроются транзисторы VТ1 и VТ2. Если теперь закрыть дверцу автомобиля, то контакты выключателя S1 разомкнутся, однако лампа Z1 будет продолжать светиться, поскольку ее цепь питания замыкается на корпус через открытый транзистор VТ1. Транзистор VТ1 удерживается в открытом состоянии напряжением заряженного конденсатора С1. Благодаря диоду VD1, напряжение в точке J1 по отношению к корпусу составляет примерно +1 В. По­этому транзистор VТ4 откроется, а транзистор VТ5 закроется, что приведет к прекращению зарядки конденсатора С1. Примерно через 5 секунд после закрытия дверцы напряжение на конденсаторе С1 понизится до такого уровня, при котором транзисторы VТ2 и VТ1 начнут постепенно закрываться. В результате лампа Z1 медленно погаснет, и устройство перейдет в исходное состояние. В данной конструкции устаревшие транзисторы можно заменить на транзисторы более современных типов. Транзистор VТ1 желательно разместить на радиаторе. Перед установкой электронного выключателя его необходимо тщательно изолировать во избежание замыканий в бортовой сети автомобиля.

В помощь радиолюбителю

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021