Формирователь импульсов для калибровки тахометра

04.04.21

[Домашняя]

 

Простой формирователь прямоугольных импульсов, работающий от бытовой электросети переменного тока 50 Гц, был описан в [1J. Там достаточно подробно рассказано о принципе его работы и приведены временные диаграммы получаемых на выходе импульсов. В журнале "Катера и яхты" было рекомендовано использовать такой формирователь взамен генератора стандартных сигналов и частотомера при проверке и калибровке бесконтактных электронных тахометров для подвесных лодочных двигателей, схемы которых были в свое время опубликованы в [2, 3]. Калибровка при этом была возможна только на одной частоте " 50 Гц. что соответствует частоте вращения вала одноцилиндрового двухтактного подвесного двигателя 3000 мин -1. Схема усовершенствованного формирователя изображена на рисунке.

Он позволяет проверять и калибровать электронный тахометр на двух частотах (50 Гц и 100 Гц), что позволяет повысить точность измерения частоты вращения. Это обеспечивается гарантированной погрешностью поддержания частоты переменного тока в городской электросети ±0,4 % (согласно п. 5.6 [4]) и применением в тахометре стрелочной измерительной головки класса 1,5. Имеющиеся в продаже электронные тахометры обладают только десятипроцентной точностью. Усовершенствованный формирователь отличается от исходного тем, что на базу транзистора VT1 через резисторы R2 и R4 поступает пульсирующее напряжение от выпрямителя на диодах VD1 —VD4, питающегося от обмотки трансформатора Т1 со средним выводом. При разомкнутых контактах выключателя SA1 выпрямитель однополупериодный и выходные импульсы следуют с частотой 50 Гц (3000 мин"1), а при замкнутых он двухполупериодный, а частота импульсов — 100 Гц (6000 мин-1). Дифференцирующая цепь C2R5 позволяет получить на выходе не прямоугольные, а остроконечные импульсы, по форме подобные снимае­мым с высоковольтного провода системы зажигания двигателя. Устройство просто в изготовлении, не содержит никаких дефицитных ра­диоэлементов и не требует налаживания. В качестве Т1 применён унифицированный броневой трансформатор питания ТП 236-127/220-50. Он может быть заменён другим габаритной мощностью не менее 9 В А с двумя вторичными обмотками на 15...20 В или с одной вторичной обмоткой на удвоенное напряжение, имеющей отвод от середины. Транзистор VT1 может быть любым из серий МП25, МП26 или современным маломощным транзистором структуры р-п-р с допустимым напряжением коллектор—эмиттер не менее 60 В. Можно применить и транзистор структуры п-p-n, но в этом случае следует изменить полярность включения диодов и оксидного конденсатора С1. В добавление к сказанному я рекомендую применять в тахометрах именно стрелочный индикатор, который, в отличие от цифрового, адекватно отображает динамику изменений частоты вращения вала двигателя.

Радио №3 2015г стр. 46

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021