Генератор пауз стеклоочистителя

02.04.21

[Домашняя]

 

Предлагаемое, устройство предназначено для модернизации систем стеклоочистителей старых марок автомобилей, таких, как "Москвич 408", "Москвич-412", "Москвич 2140", всех марок "Волг" прежних выпусков и других, у которых в электроприводах стеклоочистителей установлены автоматические выключатели положении щеток. Автор самостоятельно модернизирует свой старенький автомобиль, как по механической, так и по электрической части, который верой и правдой служит ему не один десяток лет. На очередном этапе модернизации системы стеклоочистителя своего автомобили потребовалась схема генератора пауз. При выборе варианта бесконтактных схем генератора пауз автор придерживался принципа: для исполнения простой технологической функции необходимо применить простое и надежное устройство управлении. Устройство имеет четырехпроводное подключение, отсутствует режим непрерывной работы. Скорость движение щеток регулируется с помощью переменного резистора, что небезопасно во время движения, а также ненадежно в работе из-за недолговечности переменных резисторов. В результате моделирование разных схем, а также испытаний в автомобиле автор остановился на схеме, показанной на рис.1.

В авторском устройстве однопроводное подключение, если учесть минусовый провод "массу". Переключатель SA3 в верхнем положении включает режим пауз, в среднем выключает стеклоочиститель, а в нижнем  включает стеклоочиститель в непрерывный режим. При включении SA3 в режим пауз конденсатор С1 начинает заряжаться по цепи: "масса", R3, SA3, клемма якоря и обмотки возбуждении (Я, ОВ), предохранитель и цепь +12В. Через 6…9 с конденсатор С1 заряжается до определенного потенциала, при котором происходит открывание переходов Э-Б1 транзистора VТ1. Через резистор R1 и управляющий электрод тиристора VS1 протекает ток, который открывает тиристор VS1. Электродвигатель начинает работать, вращая редуктор поворота щеток и приводя в движение автоматический выключатель положения щеток SA2, который замыкает цепь питания электродвигателя на "массу", минуя генератор пауз. При замкнутых контактах SA2 также замыкаются выводы катод-анод тиристора VS1, что приводит к его выключению. Когда щетки стеклоочистителя возвращаются в исходное положение, выключатель SA2 выключается и размыкает, цепь питания электродвигателя. Щетки останавливаются, и начинается «пауза». Так как конденсатор С1 был разряжен за время открытого состояния транзистора VT1, а также отсутствия напряжения в схеме генератора пауз во время замкнутого положение включателя SA2, он начинает снова заряжаться до тех пор, пока не откроется транзистор VT1. После открытия VТ1 открывается тиристор VS1 ит.д. Циклы повторяются, пока SA3 включен в положение "Пауза". Резистор R1 является нагрузкой транзистора VТ1 и одновременно защищает переход управляющего электрода VS1. Резистором R3 выставляют время пауз. Диод VD1 защищает элементы схемы от ЭДС самоиндукции, возникающей на обмотках электродвигателе. Для налаживания устройства в домашних ус­ловиях при отсутствии электропривода стеклоочистители или подобною электродвигателя можно воспользоваться схемой на РИС. 2

Имитировать выключатель SA2 можно с помощью перемычки (пинцета), кратковременно замыкая цепь, показанную на рис.2 пунктиром. После кратковременного замыкания указанной цепи начинается отсчет времени паузы до включения электролампы или электродвигателя. При налаживании устройства желательно пользоваться 12-вольтовым аккумулятором с подключенным зарядным устройством. При этом напряжение аккумулятора будет соответствовать напряжению аккумулятора, установленною в автомобиле во время езды. Если аккумулятор отсутствует, то устройство можно налаживать от другого источника мощностью 30…60 Вт, установив на выходе напряжение около 14 В. При питании устройства на время наладки напряжением 12 В необходимо установить паузу 9 с, на автомобиле во время езды она установится примерно равным 6 с. Время паузы выставляют на свое усмотрение, но устанавливать паузу больше оптимального времени не стоит, так как во время движения в ненастную погоду щетки не будут успевать очищать лобовое стекло автомобиля. Устройство можно изготовить на печатной плате или навесным монтажом. Тиристор VS1 не требует установки на радиатор. Переключатель скорости движения щёток SA1 обыкновенный тумблер от электрооборудования старых автомобилей или типа   ТВ2-1. Переключатель режима работы SA3 - тумблер от старых автомобилей с нейтральным положением "Выключено". Также можно применить переключатель типа П2Т-1 и т.п. Подобные малогабаритные устройство автор монтирует, но печатных платах, помещая их в металлические корпуса ненужные или поврежденных бумажных конденсаторов типа  КБГ соответствующих размеров. Печатные платы припаивают к крышке корпуса и фольге общей цепи, для чего на плате оставляют специальные площадки. Разбирать конденсаторы можно над пламенем, газовой плиты. Так кок из конденсаторов может пролиться масло или компаунд, то лучше разбирать их с помощью паяльной лампы на свежем воздухе.

Радиоаматор №2 2007г стр. 29

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021