Имитатор автомобильного аккумулятора

04.04.21

[Домашняя]

 

При переделке компьютерных импульсных блоков питания (ИБП) под зарядные устройства (ЗУ) для автомобильных аккумуляторов [1] готовые изделия в процессе наладки необходимо чем-то нагружать. Сначала я использовал старую аккумуляторную батарею с автомобильной лампочкой 12 В, 40/45 Вт, включенной параллельно аккумулятору. Переделанные ИБП при испытаниях выдерживались под максимальной нагрузкой (6.. .15 А, в зависимости от конкретного экземпляра ИБП) в течение дня. Но после изготовления 10-го ЗУ аккумулятор "умер" (замкнулись между собой пластины отдельных банок). Попытка нагружать ИБП мощными лампами или резисторами не давала полного эффекта, так как при различных токах нагрузки на выходе получалось различное на­пряжение. При малом токе нагрузки настраивать ИБП вообще неудобно: малое напряжение на выходе, вентилятор вращается на малых оборотах, следовательно, происходит слабое охлаждение деталей ИБП. Поэтому я решил изготовить аналог мощного стабилитрона с регулируемым напряжением стабили­зации, схема которого показана на рис.1.

Резистором R6, можно регулировать напряжение стабилизации, от 6 до 16 В. Всего было сделано два таких устройства. В первом варианте в качестве транзис­торов VT1 и VT2 применены КТ803. Внутреннее сопротивление такого стабилитрона оказалось слишком велико. Так, при токе 2 А напряжение стабилизации составило 12 В, а при 8 А— 16 В. Во втором варианте использованы составные транзисторы КТ827. Здесь при токе 2 А напряжение стабилизации составило 12 В, а при 10 А — 12,4 В. Коллекторы транзисторов VT1 и VT2 электрически можно соединить с корпусом. Транзисторы VT1 и VT2 установлены на радиаторе площадью не менее 250 см2. Для радиатора с меньшей площадью необходим вентилятор (на схеме не показан). Резисторы R1 и R2—мощностью 5 Вт. Диод VD1 на ток 10...20 А служит для защиты схемы от переполюсовки. Стабилитрон VD2 — на напряжение 3...6 В. Устройство размещено в корпусе от компьютерного ИБП (рис.2)

Собранное устройство после проверки правильности монтажа подключают к источнику тока (1...2А) и резистором R6 устанавливают выходное напряжение для разряженного кислотного аккумулятора (примерно 11 В). Увеличивают ток до 10... 12 А, при этом напряжение не должно возрасти более чем на 0,5 В (практически так же ведет себя автомобильная аккумуляторная батарея при зарядке).

Радиомир №12 2012г стр. 7

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021