04.04.21 |
|
При переделке компьютерных импульсных блоков питания (ИБП) под зарядные устройства (ЗУ) для автомобильных аккумуляторов [1] готовые изделия в процессе наладки необходимо чем-то нагружать. Сначала я использовал старую аккумуляторную батарею с автомобильной лампочкой 12 В, 40/45 Вт, включенной параллельно аккумулятору. Переделанные ИБП при испытаниях выдерживались под максимальной нагрузкой (6.. .15 А, в зависимости от конкретного экземпляра ИБП) в течение дня. Но после изготовления 10-го ЗУ аккумулятор "умер" (замкнулись между собой пластины отдельных банок). Попытка нагружать ИБП мощными лампами или резисторами не давала полного эффекта, так как при различных токах нагрузки на выходе получалось различное напряжение. При малом токе нагрузки настраивать ИБП вообще неудобно: малое напряжение на выходе, вентилятор вращается на малых оборотах, следовательно, происходит слабое охлаждение деталей ИБП. Поэтому я решил изготовить аналог мощного стабилитрона с регулируемым напряжением стабилизации, схема которого показана на рис.1.
Резистором R6, можно регулировать напряжение стабилизации, от 6 до 16 В. Всего было сделано два таких устройства. В первом варианте в качестве транзисторов VT1 и VT2 применены КТ803. Внутреннее сопротивление такого стабилитрона оказалось слишком велико. Так, при токе 2 А напряжение стабилизации составило 12 В, а при 8 А— 16 В. Во втором варианте использованы составные транзисторы КТ827. Здесь при токе 2 А напряжение стабилизации составило 12 В, а при 10 А — 12,4 В. Коллекторы транзисторов VT1 и VT2 электрически можно соединить с корпусом. Транзисторы VT1 и VT2 установлены на радиаторе площадью не менее 250 см2. Для радиатора с меньшей площадью необходим вентилятор (на схеме не показан). Резисторы R1 и R2—мощностью 5 Вт. Диод VD1 на ток 10...20 А служит для защиты схемы от переполюсовки. Стабилитрон VD2 — на напряжение 3...6 В. Устройство размещено в корпусе от компьютерного ИБП (рис.2)
Собранное устройство после проверки правильности монтажа подключают к источнику тока (1...2А) и резистором R6 устанавливают выходное напряжение для разряженного кислотного аккумулятора (примерно 11 В). Увеличивают ток до 10... 12 А, при этом напряжение не должно возрасти более чем на 0,5 В (практически так же ведет себя автомобильная аккумуляторная батарея при зарядке). Радиомир №12 2012г стр. 7 |
Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021