Индикатор перегрева двигателя на К1436АП1

02.04.21

[Домашняя]

 

Углубленное знакомство с микросхемой КР1436АП1, дает возможность спроектировать двухпороговый индикатор перегрева с применением датчика температуры на транзисторном опорном элементе. На выводе ВС, с помощью которого осуществляется включение микросхемы при подаче на него управляющего тока необходимой величины, присутствует стабильное напряжение около 9,3 В.

Рассматривая схему, приведенную на рисунке, можно заметить, что двухтональный звуковой генератор аналогичен описанному ранее. А вот датчик температуры, выполненный на транзисторе VT1, также, как и схема управления, генератором, отличаются. Рассмотрим более подробно работу элементов этой схемы. Порог срабатывания индикатора перегрева определяется резистором R1. Напряжение на резисторе R1 устанавливается таким образом, что его величина недостаточна для открывания транзистора VT1. Когда температура датчика температуры ниже порога срабатывания, то все транзисторы опорного элемента (VT1-VT3) закрыты и генераторы заблокированы. При увеличении температуры напряжение перехода база-эмиттер транзистора VT1 уменьшается, так как он имеет отрицательный ТКН, и при определенной температуре VT1 начнет открываться. Также произойдет открывание транзистора VT2. В этом случае напряжение на коллекторе VT2 снизится и через диоды VD1 и VD2 снимет блокировку с триггеров Шмитта. Генераторы включатся, и будут вырабатывать однотональный сигнал низкой частоты (f2). Индикатор перегрева "сообщит" о превышении первого (нижнего) температурного порога. При дальнейшем повышении температуры до верхнего значения транзисторы опорного элемента открываются сильнее. При этом создается необходимое смещение для открывания еще и транзистора VT3, который блокирует транзистор VT4. Индикатор перегрева начнет вырабатывать двухтональный сигнал, означающий достижение максимальной температуры. Этот порог устанавливается с помощью резистора R6. Индикатор перегрева, построенный по такой схеме, может питаться от нестабилизированного источника питания: его можно подключить непосредственно к бортсети автомобиля. Кроме того, следует обратить внимание, что при контроле температуры какого-либо объекта, наилучший результат достигается при непосредственном контакте датчика температуры (транзистор VT1) с этим объектом. Поэтому транзистор VT1, да и весь опорный элемент (VT1-VT3) следует разместить в той части двигателя, которая подвержена максимальному нагреву. Установка порогов срабатывания индикатора перегрева должна производиться в указанной последовательности. Датчик температуры (транзистор VT1), а еще лучше весь опорный элемент с целью уменьшения дополнительной погрешности помещается в среду с температурой, равной нижнему порогу срабатывания. Увеличением величины резистора R1 добиваются открывания транзистора VT2 до включения звукового сигнала. Далее, увеличив температуру до величины верхнего порога, с помощью резистора R6 устанавливают включение двухтонального звукового сигнала. Настройка схемы индикатора производится за два-три цикла изменения температуры и подстройки резисторов. Таким способом достигается наиболее высокая точность установки порогов срабатывания.

Схемотехника №7 2001г стр. 2

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021