Индикатор состояния АКБ

03.04.21

[Домашняя]

 

Итак, имеется три светодиода, которые будут загораться в зависимости от напряжения бортовой сети. Если напряжение 10В и меньше - горит светодиод HL1 - его лучше взять красного цвета. Если напряжение составляет 11... 13В - горит желтый HL2. Если же напряжение 14В - гореть будет красный HL3. Светодиоды можно применять любые, соответствующих цветов. Транзисторы КТ315Б и КТ361Б можно заменить на КТ3102БМ и КТ3107Б соотвественно. Стабилитрон Д814В можно заменить на КС510А, а Д814Д - на КС512А. Важную роль в ресурсе аккумуляторной батареи имеет значение напряжение в бортовой сети автомобиля. При работающем двигателе и заряженном аккумуляторе напряжение должно быть таким, что бы все потребители тока автомобиля работали за счет генератора, и при этом не происходило перезаряда батареи. Считается что напряжение в бортсети автомобиля с 12-вольтовой батареей должно быть 11.7-14V и не выходить за эти пределы. При снижении напряжения ниже 11,7V начинается быстрый разряд батареи. При повышении напряжения выше 14V начинается перезарядка батареи и может даже вскипеть электролит.

Для исключения аварийных ситуаций, связанных с электрооборудованием автомобиля, желательно иметь индикатор, состояния аккумулятора. Автор предлагает выполнить его на трехцветном RGB светодиоде. Пока напряжение на аккумуляторе находится в диапазоне от 12 до 14 В, то светится зеленый светодиод, соединенный через резисторы R5 и R9 и стабилитрон VD3. Транзистор VT2 при этом открыт, a VT3 - закрыт. Если напряжение ниже 11,5 В (установленное потенциометром R4 и стабилитроном VD2), транзистор VT2 закрывается, транзистор VT3 открывается, при этом загорается синий светодиод. Он индицирует низкое напряжение.

Тем, кто не хочет выпускать из рук руль "копейки", "пятерки", "УАЗика" или "Москвича" и не имеет на приборной панели бортового вольтметра, предлагаю конструкцию выходного дня: В схеме используются пороговые свойства элементов КМОП логики ("Радио" №5-1992).

DD1.2 и DD1.3- компараторы. Настройка - подаем на индикатор +14В от блока питания и подбором R2 добиваемся зажигания красного светодиода "Перезаряд". Напряжение зажигания синего светодиода "Разряд" получается около 12,4В. Конструкция - кусок макетной платы с навесным монтажом, светодиоды на проводах. Индикатор позволяет контролировать напряжение бортовой сети автомобиля в четырех диапазонах. При напряжении аккумулятора менее 11 вольт горит светодиод красного цвета - VD1, при нормально заряженной батареи в диапазоне от 11,1 до 13,2 вольт горит зеленый светодиод VD2, в диапазоне от 13,4 до 14,4 вольт горит светодиод желтого цвета - VD3, и при перенапряжении свыше 14,6 вольта загорается красный светодиод VD4. Регулировка схемы заключается в подстройке потенциометром 10К диапазона нормально заряженной батареи (12...13,8 В). Фототранзистор регулирует яркость горения светодиодов в зависимости от внешнего освещения. Можно его совсем не ставить, тогда яркость будет максимальна. Светодиоды можно применить любые в соответствии с цветом.

Схемы из Интернет

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021