Индикатор заряда аккумулятора

02.04.21

[Домашняя]

 

При эксплуатации отечественных автомобилей многих автолюбителей не всегда устраивает встроенный в приборную панель индикатор разряда аккумуляторной батареи. Но не стоит отчаиваться. Выход всегда найти можно. И МАСТЕР КИТ поможет в этом, предложив очень простое, миниатюрное и недорогое устройство. Оно легко устанавливается на приборной доске автомобиля, позволяет контролировать состояние аккумуляторной батареи либо работоспособность зарядного устройства, предотвращая преждевременный выход из строя аккумулятора. Индикатор заряда поможет сэкономить деньги и избавит от непредвиденных ситуаций. Устройство питается от бортовой сети автомобиля, одновременно индицируя уровень напряжения в ней при помощи трех светодиодов: красный светодиод сигнализирует о том, что напряжение бортовой сети менее 11.5 В; зеленый — норма; оранжевый сигнализирует, что напряжение превышает 13.5 В.

Технические характеристики

Напряжение питания [В]                                  12

Максимальный ток потребления [мА]               40

Описание работы индикатора заряда аккумуляторной батареи

Внешний вид индикатора заряда аккумуляторной батареи и его электрическая схема показаны на Рис. 1 и Рис. 2.

Схема устройства представляет собой простейший электронный вольтметр постоянного напряжения, порог срабатывания которого определяется обратимым пробоем стабилитронов, включенных в соответствующих ее плечах. Имеются три плеча, нагруженных на индикаторные светодиоды: плечо пониженного напряжения бортовой сети (менее 11.5 В) D1D4; нормального напряжения D2Z3TR1; повышенного напряжения (свыше 13.5 В) D3Z1Z2TR2. Из теории известно, что в рабочем состоянии при обратимом пробое стабилитрона ток через него может быть весьма существенным, и, наоборот, на начальном участке он довольно мал. Поэтому, когда напряжение бортовой сети заниженное, стабилитроны Z1-Z3 не позволяют открыться ключевым транзисторам TR1 и TR2. Тем не менее, ток плеча D1D4 достаточен для уверенного свечения светодиода D1, сигнализирующего разряд аккумуляторной батареи. При нормальном напряжении аккумулятора возникает пробой стабилитрона Z3. Транзистор TR1 открывается, зажигая светодиод D2. Поскольку падение напряжения на открытом транзисторе мало, цепоч­кой D2TR1 происходит шунтирование плеча D1D4, что приводит к погасанию красного светодиода. При завышенном напряжении бортовой сети открываются стабили троны Z1Z2, отпирая транзистор TR2, который поджигает светодиод D3 Логика работы схемы при уменьшении напряжения бортовой сети такая же, но с обратным эффектом потухания светодиодов: сначала D3, затем D2 и загоранием D1. Конечно, в совсем безнадежном случае, когда входное напряжение схемы уменьшится до некоторого порога, примерно вольт до двух, погаснет и этот светодиод. Но до такого, будем надеяться, не дойдет! Сборка индикатора заряда аккумуляторной батареи.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021