Коммутатор задних габаритных огней легкового автомобиля

03.04.21

[Домашняя]

 

В первой части настоящей статьи была описана работа схемы, заимствованной из чешского журнала [1]. К сожалению, она не лишена определенных принципиальных недостатков, которые делали ее ограниченно пригодной к повторению. Цель настоящей статьи - показать пути устранения этих недостатков. В первоисточнике [1] не приводился конкретный тип реле RE 1 для схемы рис. 1. Учитывая то, что реле должно быть сильноточным для коммутации двух относительно мощных ламп задних фонарей автомобиля, наиболее целесообразно и просто использовать стандартное автомобильное реле. Обмотки подавляющего большинства автомобильных реле низкоомные, например, типовое реле 75.3777-10 для автомобилей ВАЗ имеет сопротивление обмотки около 78 Ом. При запитывании его от бортсети автомобиля через обмотку протекает ток около 0,16 А. В схеме рис. 1 последовательно с реле включен светодиод LD1, значит, через него протекает такой же большой ток. Светодиод на него не рассчитан, поэтому выйдет из строя. Даже если бы светодиод выдержал такой большой для него ток, то сгорела бы оптопара IC1 - для фототранзистора в этой схеме тоже не было предусмотрено ограничение тока. На рис.1 показана доработка вышеописанной схемы.

Изменено место включения светодиода в схему. Теперь он включен не последовательно с обмоткой катушки реле RE1, а параллельно ей. Подается напряжение на катушку реле, и светодиод LD1 индицирует это. Резистор R2 токоограничительный для светодиода, а резистор R3 ограничивает ток через фототранзистор оптопары и ток базы транзистора Т1. На рис.2 показан рисунок печатной платы и монтажная схема.

В качестве реле RE1 на макете использовалось стандартное «жигулевское» реле 75.3777- 10. Оно имеет одну пару, НО контактов, но они рассчитаны на большой ток и могут коммутировать мощную нагрузку. Внешний вид макета описываемого устройства показан на фото. В качестве присоединительных разъемов для подключения выводов реле к монтажной плате использованы стандартные разъемы («мамы») для электрооборудования автомобилей. В настоящее время они есть в продаже во всех автомагазинах запчастей. Выходные выводы платы - ответная часть («лапы») таких авторазъемов. Оптопара для макета была использована типа 4N36, а транзистор Т1 - типа КТ209К.

Электрик Октябрь 2009г стр. 53

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021