Коммутатор зажигания на полевом транзисторе

02.04.21

[Домашняя]

 

Коммутатор предназначен для использования в бесконтактной системе зажигания автомобилей "ВАЗ" (с датчиком Холла). Основное отличие коммутатора от промышленных и большинства любительских конструкций в том, что в выходном каскаде используется мощный МДП-транзистор с изолированным затвором IRF462, который имеет мощность до 300 Вт и обеспечивает ток через катушку зажигания до 10 А, что в 1,5-2 раза превышает максимальный ток стандартного коммутатора. Принципиальная схема коммутатора показана на рисунке.

Благодаря использованию микросхемы К561ЛН2 схема получается предельно простой. Импульсы от датчика Холла поступают на вход триггера Шмитта на элементах D1.1 и D1.2, которые формируют импульсы с очень крутым задним фронтом, что позволяет значительно увеличить скорость отключения источника топ от катушки зажигания (мгновенно закрывать VT1), существенно повышая, таким образом, ЭДС в катушке, а, следовательно, и напряжение на её вторичной обмотке. После триггера Шмитта следует инвертор и усилитель мощности импульсов поступающих на ключевой транзистор, выполненный на трех включенных параллельно инверторах. С их выходов импульсы поступают на затвор VT1, работающего в ключевом режиме. Конденсатор С3 совместно с первичной обмоткой катушки зажигания создает колебательный контур, необходимый для возбуждения колебаний в катушке. Питается микросхема от параметрического стабилизатора на VD1 и R3 напряжением 7 В.  Этот же источник используется и для питания микросхемы датчика Холла, который расположен в трамблере. В качестве корпуса используется корпус от неисправного коммутатора 84.3734, Плата коммутатора демонтирована, полевой транзистор установлен на место выходного транзистора коммутатора (по габаритам он почти совладает). Микросхема К561ЛН2 расположена на демонтированной плате "вверх ногами". Весь монтаж выполнен на выводах микросхемы  и дорожках платы. В качестве основы можно использовать и любой другой неисправный коммутатор для ВАЗ-08-099 отечественного производства, имеющий корпус побольше и выполненный на дискретных элементах (малогабаритные импортные коммутаторы обычно выполнены в виде гибридной микросхемы и их корпус использовать практически не возможно). МДП-транзистор IRF462 можно заменить на IRF460, IRF470, IRF350 ... IRF362. Микросхему К561ЛН2 можно заменить на К1561ЛН2, К564ЛН2 или на импортный аналог. Стабилитрон VD1 - любой на 6,5..7,5 В. Диод VD2 -любой выпрямительный. Включать коммутатор можно только после его установке на штатное место в кузове автомобиля, чтобы кузов был продолжением теплоотвода. В противном случае, коммутатор через несколько минут работы перегреется. Для лучшей теплопередачи, рекомендуется перед установкой покрыть тыльную сторону корпуса коммутатора теплопроводящей пастой, и так установить на штатное место кузова.

Радиоконструктор №1 2002г стр. 30

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021