Контроль АКБ автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Этот несложный прибор оповестит о разряде 12-вольтовой (например, автомобильной) аккумуляторной батареи звуком зуммера. Появление звукового сигнала будет означать, что аккумулятор разряжен и требует подзарядки. Порог чувствительности компаратора составляет приблизительно 0,2 вольта. Схема собрана всего на трёх транзисторах и доступна для повторения даже начинающими радиолюбителями. В режиме ожидания потребляемый ток около 3 ма, а при работе зуммера - около 4 ма. Схема устройства приведена на рисунке:

Левая часть схемы на транзисторе VТ1 представляет из себя компаратор, определяющий порог напряжения, ниже которого не должен разряжаться аккумулятор. Правая часть схемы на транзистор VТ2 - это звуковой генератор, а VТЗ - усилитель. Состояние разряда аккумулятора приблизительно можно оценить, ориентируясь на данные таблицы:

Напряжение, В

Заряд, %

12,6-12,9

100

12,3-12,6

75

12,1-12,3

50

11,8-12,1

25

11,5-11,8

0

При подключении питания 12 вольт устройство начинает работать сразу, если же этого не произошло, значит, возможно, где-то в монтаже допущена ошибка. Регулятором R1 следует добиться пропадания звука зуммера при заряженном состоянии аккумулятора, тогда зуммер включится, если напряжение снизится примерно на 0,2 вольта. Проверка схемы сводится к простым действиям. Отсоединяем коллектор транзистора VТ1 от схемы, подключив питание, и убеждаемся, что звуковой генератор работает. Тональность звука можно изменить (если не устраивает) подбором номинала конденсатора С1. После этого восстанавливаем соединение коллектора VТ1 по схеме. После этого можно перейти к настройке компаратора, собранного на транзисторе VТ1. Для этого, включив питание, измеряем вольтметром напряжение на стабилитроне VD1: оно должно быть 5 вольт. Далее плавно поворачиваем движок потенциометра R1 и добиваемся появления звукового сигнала. При плавном повороте в обратную сторону движка этого потенциометра звук должен пропасть. Для финальной настройки желательно запитать схему от регулируемого источника постоянного тока напряжением до 15 вольт. Подключаем параллельно питанию цифровой мультиметр в режиме вольтметра, выставляем по этому вольтметру напряжение, соответствующее предельному уровню разряда аккумулятора (по таблице выше) и регулировкой R1 добиваемся пропадания звукового сигнала. Фиксируем движок R1 в найденном положении. Затем на источнике питания начинаем плавно понижать напряжение до момента появления звукового сигнала зуммера и убеждаемся, что оно примерно на 0,2 вольта ниже, чем было установлено ранее. При каком уровне понижения напряжения должно сработать звуковое оповещение, каждый пользователь может выставить регулятором R1 индивидуально. На базе этой схемы можно сделать нагрузочную вилку для проверки аккумуляторов под нагрузкой, если дополнить схему мощным проволочным резистором, сопротивлением порядка 1,2 Ом, параллельно проводам питания схемы. Такая нагрузочная вилка позволит проверять степень просадки напряжения аккумулятора при протекании тока около 10А, допустимый уровень просадки выставляется, как и ранее, потенциометром R1. В схеме в качестве транзистора VТ2 следует ставить только указанный тип транзистора 2SC945. VТ1 и VТЗ можно заменить на аналоги, например 2SC1213, 2N2222 или подобные им отечественные КТ315, КТ503. Стабилитрон VD1 - любой маломощный на напряжение стабилизации 5 вольт. Буззер - обычный электродинамический излучатель с сопротивлением обмотки около 50 Ом (такие применяются на компьютерных платах). Можно слегка видоизменить схему, избавившись от стабилитрона:

В этой схеме вместо стабилитрона используется обычный светодиод HL1, который одновременно является и индикатором наличия питания устройства.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021