Контроль исправности ламп фары автомобиля

03.04.21

[Домашняя]

 

Обычно, в «породистых» автомобилях для контроля исправности ламп фар применяются токовые реле, низкоомные обмотки которых включаются в разрыв цепей питания ламп. В любительских условиях тоже можно использовать токовые реле, покупные или самодельные, например, сделанные из маломощных герконов. Об этом было несколько статей в различной литературе. Но недостаток данного способа проверки в том, что нужно нарушать целостность провода, по которому поступает ток на лампу. Часто это нежелательно. Другой способ - контроль исправности ламп не по току через них, а по свету, который они излучают. Здесь не нужны токовые реле, а роль датчиков играют фототранзисторы. Именно такой способ лежит в основе схемы, здесь представленной. В простейшем варианте можно установить возле ламп по фототранзистору, с дополнительным усилительным каскадом, а провод от них вывести на приборную панель, на которой установить индикаторный светодиод. Такая схема показана на рисунке 1.

Датчик из фототранзистора VT1 и транзистора VT2 устанавливается возле каждой лампы, исправность которой нужно контролировать. По питанию датчик подключается параллельно лампе, с учетом полярности. Через диод VD1 датчик связан с однопроводной линией, по которой он связан с индикаторным светодиодом. Линия и светодиод, общие для любого числа датчиков. Пока лампа не включена, транзистор VT2 закрыт (так как на него не поступает питание), и светодиод не горит (во всяком случае, от этого датчика). При включении фары питание поступает на лампу, а с ней и на датчик. Если лампа зажглась, оптотранзистор VT1 открывается и шунтирует базовую цепь VT2, удерживая его закрытым. Светодиод не горит. А вот, если напряжение на лампу было подано, но она не загорелась, фототранзистор VT1 не открывается и не шунтирует базовую цепь VT2. За счет тока через R1 VT2 открывается и включает светодиод. Таким образом, светодиод горит только тогда, когда напряжение на лампу подано, но она не загорелась. Важное достоинство в том, что для связи всех датчиков, сколько бы и ни было используется всего один провод. А недостаток - светодиод показывает, что одна из ламп перегорела, но не поясняет какая именно. Впрочем, в этом и так несложно разобраться. Главное вовремя получить предупреждение. На рисунке 2 показан более сложный вариант такой схемы.

Здесь индикатором перегорания ламп служит миниатюрный динамик. Его звучание  различно для  разных ламп, что позволяет человеку с достаточно развитым слухом, легко обнаружить какая именно лампа перегорела. Каждый датчик состоит из фототранзистора и схемы генератора, прерывающихся звукочастотных импульсов на микросхеме К561ЛА7. Настроив частоту импульсов и частоту их прерывания для каждой лампы по-разному, можно «звучание ламп» сделать узнаваемым. Когда напряжение на лампу подано, и лампа горит, фототранзистор VT1 открыт и на выводе 1 D1.1 установлено напряжение низкого уровня. Поэтому, оба мультивибратора заблокированы в состоянии с логическим нулем на выходе D1.4. Транзистор VT2 так же закрыт.

Радиоконструктор №2 2008г стр. 32

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 03.04.2021