Контроль исправности сигнальных ламп

04.04.21

[Домашняя]

 

При анализе схемы, приведённой в статье В. Банникова и А. Варюшина "Контроллер ламп стоп-сигнала" ("Радио”, 1996, № 8, с. 52, 53) на рис. 1, было обнаружено, что непрерывный контроль исправности как самих ламп стоп-сигнала, так и цепи их питания это устройство не обеспечивает. Поскольку оно включается только при нажатии на педаль тормоза, водитель автомобиля узнаёт о неисправности лишь в этот момент, когда может быть уже поздно предпринимать какие-либо меры предосторожности. Предлагаю решение, основанное на непрерывном контроле состояния лампы и цепи её питания. Сигнал неисправности вырабатывается сразу после её возникновения, что помогает своевременно её устранить и предотвратить возможное дорожно- транспортное происшествие. Схема сигнализатора для одной лампы изображена на рис. 1.

Пока выключатель SA1 разомкнут, а сигнальная лампа EL1 и идущие к ней провода исправны, падение напряжения на лампе и проводах, создаваемое слабым током, текущим через резистор R1, мало. Оно недостаточно для того, чтобы транзистор VT1 открылся. Поэтому светодиод HL1 погашен. Но если лампа EL1 отсутствует, перегорела или нарушен её контакт с подводящими проводами, напряжение в точке соединения резисторов R1 и R2 резко возрастёт, транзистор VT1 откроется. Светодиод HL1 будет включён. Он включится и при замыкании выключателя SA1, поскольку напряжение в точке соединения резисторов R1 и R2 возрастёт до 12 В независимо от исправности лампы EL1. Таким образом, сигналом неисправности лампы будет свечение светодиода HL1 при разомкнутом выключателе SA1. Если речь идёт о лампе (лампах) стоп-сигнала, то это произойдёт при не нажатой педали тормоза, с которой связан этот выключатель. Светодиод АЛ307КМ может быть заменён другим красного свечения и повышенной яркости. Чтобы надёжно оповещать водителя, световой сигнал можно продублировать звуковым. Для этого достаточно подключить между коллектором транзистора VT1 и цепью +12 В (параллельно цепи из резистора R3 и светодиода HL1) излучатель звука со встроенным генератором, рассчитанный на питание напряжением 12 В. Например, НСМ1212Х. Недостаток описанного решения состоит в том, что если контролируемых ламп несколько и они соединены параллельно, то сигнал неисправности будет подан лишь в случае перегорания всех ламп. Чтобы устранить этот недостаток, нужно разделить параллельно соединённые лампы диодами и собрать для каждой из них свой узел контроля, как показано на рис. 2.

Число контролируемых ламп, управляемых общим выключателем, при этом может быть любым. Разделительные диоды (VD1, VD2 на схеме рис. 2) нужно выбирать с допустимым прямым током, не меньшим пускового тока каждой контролируемой лампы, который, как известно, в несколько раз больше её рабочего тока.

Радио №2 2018г стр. 45

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021