Малогабаритное зарядное устройство

02.04.21

[Домашняя]

 

Для регулировки тока зарядки в схему введен регулятор мощности, отсекающий часть полуволны синусоиды напряжения питания. Принцип работы этого регулятора подробно описан в журнале «Схемотехника» № 4 за 2002 г.

Следует обратить внимание на то, что в блоке высокочастотного преобразователя отсутствует сглаживающий конденсатор. На устойчивости работы самого преобразователя это никак не сказывается, а зарядка аккумулятора импульсным током (имеется в виду модуляция 100 Гц) более благоприятна для самого аккумулятора. Дроссель L1 и конденсатор С6 являются фильтрами, не позволяющими помехам от преобразователя и помехам, возникающим во время открытия симистора VS1, проникать в сеть питания 220 В. Поскольку режим работы преобразователя более жесткий, для большей надежности применялось принудительное охлаждение устройства. Для этого использован кулер с радиатором от компьютера (S-370). Радиатор следует несколько доработать. Сняв вентилятор, в радиаторе сверлят отверстия и нарезают резьбу МЗ для крепления транзисторов VT1, VT2 и диодов VD14, VD15, затем сверлят отверстия (между ребрами радиатора) диаметром 3,3...4 мм. Они необходимы для проникновения воздушного потока внутрь устройства и охлаждения трансформатора TV2. Количество отверстий должно быть не менее 10, но и не слишком много, поскольку большое количество отверстий уменьшит теплопроводность радиатора. Теперь несколько технологических советов. Импульсный трансформатор преобразователя — неразборный, поэтому для перемотки требуется расколоть ферритовый сердечник. Для этого он раскусывается бокорезами недалеко от середины средней части (рис. 2), на феррите есть небольшое углубление, вот по нему нужно и «кусать».

После перемотки сердечник склеить («СУПЕРМОМЕНТ» или «эпоксидка» для этого подойдут), если будут осколки, то их тоже необходимо уложить на свои места. Конечно, подобный способ несколько уменьшает магнитную проницаемость, но большой роли это не сыграет и на работе преобразователя скажется только теоретически. Поскольку изначально трансформатор держится на плате только на своих собственных выводах, следует для жесткости конструкции изготовить ему «ноги». Для этого можно воспользоваться гетенаксовыми или текстолитовыми шайбами диаметров, 2…3 мм, их можно приклеить тем же клеем. Стальные шайбы не подойдут, поскольку будут находиться в магнитном поле достаточно высокой частоты, и естественно, вихревые токи их будут очень сильно нагревать. Вторичную обмотку лучше наматывать сложенными вместе несколькими проводами (четное количество), а затем, поделив пополам и выяснив, какой провод где заканчивается, соединить начало одной полуобмотки с концом другой. Таким образом, будет исключена малейшая неточность в количестве витков, ведь при больших частотах преобразования даже 1/4 часть витка имеет существенное значение. В качестве индуктивности можно использовать Ш-образное железо от сгоревшего сетевого трансформатора от импортной магнитолы. Габаритная мощность трансформатора сравнительно не велика — 4...5 ВА. Если железо сварное, то по шву сварки делается надрез ножовкой по металлу и железо рассоединяется. Старые обмотки удаляются и наматываются новые, для рис. 1 — двумя жгутами по 8 проводов того же диаметра. Количество витков не определялось — намотка производилась до заполнения окон железа. Индуктивность L1 для выполнена на таком же железе — для ее намотки можно использовать одинарный провод диаметром 0,6...0,7 мм. На каркасе катушки лучше сделать посередине перегородку и обмотки расположить в получившихся нишах отдельно друг от друга. На трансформаторе TV2 начало-конец обмотки никакой роли не играют, а вот для TV1 это принципиально, поэтому в случае демонтажа TV1 следует точно запомнить, где какой провод был. В случае, если на вентилятор «М» подается более 13 В — его можно уменьшить, включив последовательно с двигателем резистор на несколько Ом (лучше подобрать опытным путем в каждом конкретном случае). Минимальное значение питающего напряжения должно составлять не менее 8 В.

Схемотехника» № 4 за 2002 г.

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021