Мой "бортовой компьютер"

02.04.21

[Домашняя]

 

Предлагаю устройство, позволяющее контролировать состояние всех датчиков автомобиля во время движения. В случае если состояние ка­кого-либо датчика изменилось, зазвучит прерывистая трель сигнализатора, и водитель обратит внимание на нештатную ситуацию. Например, упало давление масла, или напряжение бортовой сети вышло за пределы нормы и т.д. За 10 лет эксплуатации это устройство не раз выручало меня, предупреждая о неполадках в "железном коне". Данное устройство, контролируя все состояния датчиков, позволяет водителю в напряженной дорожной обстановке не смотреть на переднюю панель, а воспринимать все на слух. На большинстве типов автомобилей состояние датчиков меняется либо от низкого уровня к высокому, либо, наоборот, от высокого к низкому. Добавляя на входе устройства сумми­рующие диоды, можно значительно увеличить количество точек контроля. Данное устройство можно применить не только в автомобиле, а везде, где нужен многоточечный контроль.

На схеме диод VD1 присоединен к контрольной лампочке указателя поворотов. При включении "поворотов", через диод VD1 высокий уровень разрешает работу мультивибратора на DD1.1, DD1.2. При этом звучит тональный сигнал пьезоизлучателя ZQ1. Для наибольшей громкости звука емкость С1 надо подобрать, чтобы частота мультивибратора совпала с резонансной частотой пьезоизлучателя. Это зависит от типа примененного пьезоизлучателя. Резистором R12 регулируют необходимую громкость звучания. Диоды VD2...VD4 подключены к различным датчикам автомобиля В2…В4 (по желанию владельца). При появлении низкого уровня на одном из них, дополнительно включается мультивибратор на DD1.3, DD1.4. При этом звучит трель, что говорит об аварийной ситуации на одном из датчиков. Диоды VD5...VD7 контролируют появление высокого уровня на датчиках В5...В7. Триггер Шмитта на DD2.5, DD2.6 и стабилитроне VD15 контролирует превышение напряжения бортовой сети выше 14,6 В. В случае превышения, высокий уровень на выходе DD2.5 зажигает светодиод VD17 и через диод VD10 включает аварийную сигнализацию. Резисторами делителя R17-R18 корректируют порог срабатывания этого триггера Шмитта. Другой триггер Шмитта (DD2.2, DD2.1) и стабилитрон VD16 следит за нижним уровнем бортсети (11,4 В). Резисторы R20, R21 определяют порог срабатывания триггера. При снижении напряжения на аккумуляторе ниже 11,4 В триггер переключается, загорается светодиод VD18, а диод VD11 включает тревожную сигнализацию.  В случае, когда сработает какой- либо датчик, но движение продолжать можно, аварийная сигнализация (чтобы не мешала) отключается тумбле­ром SA1. Сигналы с датчиков должны иметь амплитуду 10 В. Для бортсети напряжением 24 В в устройстве контроля надо изменить некоторые элементы: R15 — сопротивлением 1 кОм (0,5 Вт), стабилитрон VD15—два Д814Д, соединенных последовательно. Верхний порог контроля — 29 В. Более точно его надо подогнать резистором R17. Нижний порог—23 В. VD16 должен быть с напряжением стабилизации на 19...20 В, например, два Д814В, соединенных последовательно. Точно порог выставляется резистором R20. Диоды можно применять любые кремниевые с допустимым обратным напряжением не ниже 50 В. Устройство размещается в подходящем корпусе и устанавливается в месте, доступном для обзора во время движения. Радиолюбители, установившие это простенькое устройство на свой автомобиль, сразу почувствуют увеличение комфорта в сложных дорожных условиях. В шутку это устройство я называю "Бортовой компьютер". После его установки машина "ожила", стала со мной "разговаривать", вовремя сообщать, закрыты ли двери, как с давлением, как тормоза — сработал один контур или оба, уровни жидко­стей, повороты, что с аккумулятором и т.д.

Радиоконструктор 2009г

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 02.04.2021