Музыкальный сигнализатор света фар для легкового автомобиля

04.04.21

[Домашняя]

 

Это устройство аналогично описанному автором в Л.1, но отличается тем, что сигнализирует фрагментом музыкального произведения. В качестве источника музыки используется старая советская микросхема УМС8-08, которая широко применялась в 80-90х годах прошлого века в настольных электронных часах и электронных квартирных звонках. На схеме это микросхема D2. Включена она здесь по упрощенной схеме, применяемой во многих электронных будильниках того времени. То есть, включается и звучит пока на неё подается питание. Стандартное напряжение питания для УМС8-08 - это 1,5V. Но в этой схеме она должна питаться от автомобильного аккумулятора, поэтому на микросхему подается питание через специфический параметрический стабилизатор, в котором вместо стабилитрона работает светодиод. Напряжение падения при прямом включении на обычном индикатором светодиоде красного цвета типа АЛ307АМ составляет 1,6-1,7V. Это как раз подходит для питания данной микросхемы. То есть, микросхема D2 питается напряжением на горящем светодиоде HL1. Звук воспроизводится пьезоэлектрическим пассивным звукоизлучателем BF1.

А теперь, о работе всей схемы в целом:

1.         Если после включения зажигания и закрывания двери в течение времени около 10 секунд не включить фары - раздается музыкальный сигнал.

2.         Если после выключения зажигания не выключить фары и открыть дверь, то в момент открывания двери раздается музыкальный сигнал.

Схема контроля состояния автомобиля аккуратно уложилась в одну микросхему К561КП2, которая представляет собой мультиплексор на восемь каналов с выбором каналов двоичным трехразрядным кодом.

На входные разрядные выводы управления поступают напряжения:

-           от фар (от точки габаритных огней, потому что у большинства автомобилей свет фар включается только через предварительное включение габаритных огней),

-           от замка зажигания,

-           от дверного датчика, включающего свет в салоне.

От датчика света и фар напряжение поступает через резисторы R1 и R4, а от замка зажигания через цепь на R3 и С1, дающую задержку около 10 секунд. В таблице 1 приводятся состояния мультиплексора при разных комбинациях напряжений на фарах, замке зажигания и датчике света в салоне.

Таблица 1.

Фары

Зажигание

Датчик света

Выход X

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

2

0

1

1

3

1

0

0

4

1

0

1

5

1

1

0

6

1

1

1

7

Всего может быть восемь комбинаций. Но только при двух из них должен звучать сигнал:

1.         Зажигание включено более 10 секунд (С1 заряжен - лог. 1), фары выключены (лог.0), дверь закрыта (лог. 1)

2.         Зажигание выключено (лог.0), фары включены (лог.1), дверь открыта (лог.0).

Это соответствует каналам Y-X3 и Y-X4. Соответственно выводы 12 и 1 D1 соединены вместе и напряжение с них через R6 поступает на базу транзистора VT1, в коллекторной цепи которого включен активный звукоизлучатель BF1. Задержку времени можно подобрать подбором R3 или C1. BF1 - от неисправного мультиметра. Можно заменить любым пассивным пьезоэлектрическим. Микросхему К561КП2 можно заменить зарубежным аналогом CD4051. Диод КД522 можно заменить любым диодом КД521, КД503, КД103, КД102, КД105 или 1N4148. Выключатель S1 служит для выключения сигнализатора, когда он не нужен.

Радиоконструктор №5 2017г стр. 40

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 04.04.2021