01.04.21 |
|
Уже придумано немало сигнализаций для охраны автомобилей и другой техники от посягательств посторонних лиц. Но при этом одни —дорогие, другие—сложные и ненадежные. Когда за окном в ночной тишине срабатывает сигнализация автомобиля только оттого, что рядом проехал другой автомобиль, сразу приходит мысль, какая она несовершенная. Хочу поделиться с радиолюбителями несложной схемой сигнализации. Импульсом к ее разработке послужил случай: ночью с лестничной площадки от двери моей квартиры исчез велосипед. В схеме использована емкостная и активная составляющие импеданса кожи человека. В терапевтической аппаратуре для диагностики используют переменный ток с частотой 2...30 кГц. В данной сигнализации используется ток с частотой 40 кГц и напряжением 20...30 В. Любой человек, когда касается голой рукой охраняемого объекта (велосипеда), такого напряжения не ощущает. Работает сигнализация следующим образом (рис.1).
К одной обмотке трансформатора подключен генератор 40 кГц, к двум другим — два конденсатора (С1 и С2) равной емкости (около 470 пФ). Средняя точка заземлена. Напряжение на каждом конденсаторе—около 20 В. Если теперь к С1 подключить конденсатор СЗ, напряжение на С2 увеличится, а на С1 уменьшится. При отключении СЗ напряжение на конденсаторах С1 и С2 вернется в исходное состояние. В схеме перепад напряжения подается на конденсатор С4 (рис.2), усиливается и вызывает срабатывание репе К1, которое включает сигнальное устройство (звонок, зуммер).
Питается сигнализатор от аккумулятора 12 В и потребляет ток в дежурном режиме около 12 мА. В устройстве используются недефицитные детали. Транзисторы — старые, из "закромов" (МП40, П37, КП103). Реле—типа РДЧГ (Uср=4 В). Трансформатор Т1 намотан на кольце из феррита 3000НМ типоразмера К20х10х5. Обмотка W1 содержит 2x36 витков провода 00,15...0,2 мм, обмотка W2—150 витков такого же провода. Можно использовать и другие кольца, увеличивая или уменьшая количество витков обмоток, добиваясь необходимого напряжения и частоты. Переменное напряжение на СЗ— 10... 16 В. Если замкнуть на корпус (землю) провод, идущий к объекту охраны, на конденсаторе С7 (относительно корпуса) возникнет постоянное напряжение 50...70 В. Емкость конденсатора СЗ необходимо подбирать, добиваясь максимальной чувствительности (для велосипеда — около 500 пФ, для автомобиля — около 1000 пФ). В точке А необходимо выставить напряжение +6 В, изменяя сопротивления R10 и R13. Сигнализатор при прикосновении рукой к объекту охраны и отпускании срабатывает 2 раза. В момент прикосновения—первый раз, и после отпускания — еще раз. Если обрезать провод, идущий к охраняемому объекту (велосипеду), сигнализатор срабатывает один раз. Радиомир №1 2014г стр. 26 |
Дата последнего изменения этого узла 01.04.2021